У каждого экспоната – своя история

18 мая во всём мире отмечался День музеев.
В связи с этим праздником хочется рассказать о музее, который, возможно, прославит город Всеволожск. Ожидается, что это будет самый большой в Северо-Западном регионе России музей ретротехники. В микрорайоне Южный объединились уже известный жителям Санкт-Петербурга Национальный автомобильный музей и новый Музей битвы за Ленинград.
Они пока не открыты для широкого посетителя. Идёт тщательная подготовка экспонатов. Но уже к сегодняшнему дню подготовлено много интересного. Например, одной только мототехники собрано 300 единиц. 74 из найденных и отреставрированных в этом музее экспонатов признаны Памятниками науки и техники.
Музей принимает активное участие в областных и районных мероприятиях, например, в этом году он организовал выездную выставку «Плацдарм 2015». Она работала с 7 апреля по 10 мая на территории Невского «пятачка». Каждый день её посещали по нескольку тысяч человек. Там стояли гаубицы, пушки, миномёты, два грузовика «ЗИС-5» («трёхтонка»), два легковых автомобиля «ГАЗ-67», «ГАЗ-АА» («полуторка»), 4 танка Т-34. Специально к юбилею Победы был подготовлен танк КВ-1. Сейчас это – единственный в мире экземпляр КВ-1 на ходу. Самое замечательное, что и воевал-то он в этих местах – на Невском «пятачке».
История каждого экспоната Музея битвы за Ленинград уникальна. Например, «тяжёлый танк» КВ-1 до 1942 года признавали лучшим в мире. Первый его экземпляр был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе в августе 1939 года. Первый бой танки КВ-1 приняли на линии Маннергейма на советско-финской войне. В начале Великой Отечественной войны Ленинградский Кировский завод был эвакуирован в Челябинск, где образовался «Танкоград» и КВ-1 продолжали делать уже в Челябинске.
Говорят, что первая встреча немцев с КВ-1 повергла их в шок. Пушки оставляли на танке лишь небольшие следы повреждений. Поэтому фашисты стали называть его «призраком» – сколько по нему ни стреляй, он продолжал стоять как крепость. Известен случай, когда под городом Расейняй (Литва) 6-я танковая дивизия вермахта 48 часов воевала с одним-единственным советским танком КВ-1…
И всё-таки свои недостатки в его конструкции были. Например, невозможно было  его ремонтировать в прифронтовой полосе – надо было обязательно эвакуировать. Из-за этого при нашем отступлении танки даже с незначительной поломкой приходилось бросать на поле боя. Да и мобильность его была ограниченна – он сильно продавливал дорогу во время движения. С 1942 года его производство прекратилось.
Танк КВ продолжал воевать, но постепенно его заменяли «средним танком» Т-34. И всё-таки КВ-1 до сих пор остаётся танком-«легендой Великой Отечественной войны». Экспонат, который приковывал к себе внимание на выставке «Плацдарм 2015», до этого много лет пролежал на дне Невы. Поисковики знали, что есть танк напротив бывшей деревни Арбузово на глубине 13-ти метров, но подъём его считался невозможным из-за того, что он лежал на середине фарватера, да ещё и башней вниз.
В ноябре 2011 года директор Музея битвы за Ленинград Олег Титберия организовал уникальную поисковую операцию. Для этого из Калининграда по воде пришёл плавучий кран грузоподъёмностью 100 тонн. Чтобы кран прошёл по Неве, пришлось одновременно развести 10 мостов. В первую очередь специалисты МЧС на дне Невы разминировали танк, который утонул с полным боезапасом. Операция по подъёму уже разминированного объекта, который весил 47 тонн, заняла 8 часов. Всё это время внимание многих СМИ было приковано к нашему танку.
Когда танк был установлен на территории музея, его отмыли от песка и ила, «отпескоструили» и обнаружили номер: «М5-200». По этому номеру в архивах установили судьбу экипажа. Оказалось, что на этом КВ-1 служил экипаж под командованием младшего лейтенанта В.И. Ласточкина. Танк пострадал в бою на Нев­ском «пятачке» 30 ноября 1941 года. Это был очень тяжёлый бой, о нём 2 декабря 1941 года член Военного совета Ленинградского фронта А.А. Жданов сделал отдельный доклад товарищу И.В. Сталину. В том бою пострадало 20 КВ-1, 3 из них сгорели вместе с экипажем, 1 пропал без вести.
У нашего же танка вышла из строя ходовая часть, так как снаряд попал в трансмиссионный отсек, сорвал броню воздухозаборного кармана и броню трансмиссионного отделения. Были повреждены двигатель и коробка передач. Тем не менее на такой машине экипаж В.И. Ласточкина продолжал отстреливаться. Только 15 февраля 1942 года красноармейцы получили возможность эвакуировать танк с поля боя, но до Кировского завода он так и не дошёл. В районе 8-й танковой переправы он провалился под лёд.
К сожалению, от экипажа, который сражался на танке «М5-200», в наше время в живых никого не осталось. Зато сотрудники музея разыскали человека, который воевал под командованием В.И. Ласточкина в другом танке. Это бывший стрелок-радист КВ-1 Владимир Фёдорович Мельников. Он тщательно собирал все сведения о своём первом командире В.И. Ласточкине. И рассказал музейщикам, что младший лейтенант  В.И. Ласточкин был участником знаменитого танкового боя под Войсковицами.
20 августа 1941 года уже вошло в учебники истории. В тот день командир 3-й роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии Зиновий Григорьевич Колобанов получил задание встать на перекрёстке дорог недалеко от деревни Войсковицы и «умереть в бою», но не пропустить врага к городу Красногвардейску (ныне – город Гатчина). В роту входило 5 тяжёлых танков КВ-1 (в том числе танк, на котором служил экипаж В.И. Ласточкина).
За 30 минут боя один только экипаж З.Г. Колобанова подбил 22 немецких танка и 2 противотанковых орудия, экипаж Семёна Коновалова подбил 16 танков и 2 бронеавтомобиля противника, экипаж В.И. Ласточкина уничтожил 4 танка, причём 2 из них – из орудия, а два – используя таран. В целом рота Зиновия Колобанова подбила 43 немецких танка. Появившийся во Всеволожске единственный в мире действующий танк КВ-1 становится памятником и легендарному сражению под Войсковицами, и танковым боям на Невском «пятачке», и достижениям советской военной техники вообще.
8 мая 2015 года на выставке «Плацдарм 2015» член экипажа В.И. Ласточкина – стрелок-радист В.Ф. Мельников прибыл на Невский «пятачок». В присутствии нескольких тысяч зрителей состоялось торжественное построение, на котором ветерану доложили о восстановлении поднятого со дна Невы КВ-1 и о зачислении его в состав экипажа навечно.
А вот какую ещё интересную историю рассказал нашему корреспонденту заместитель директора Музея битвы за Ленинград Виктор Смирнов. Она тоже имеет отношение к Великой Победе. 16 декабря 2014 года состоялась ещё одна уникальная операция, организатором которой явился директор Музея битвы за Ленинград Олег Титберия. Из-под Выборга во Всеволожск был доставлен 70-тонный паровоз из серии «Эр». До этого паровоз стоял на консервации в одном из хранилищ. Его высота – более 6 метров, последние 5 километров от станции «Кирпичный завод» его тащили кранами. Чтобы он не повредил высоковольтные линии, в пути один из специалистов эти линии предварительно раздвигал. Пришлось ненадолго провести отключение электроэнергии в некоторых населённых пунктах Всеволожского района…
Паровозы серии «Эр» начали строить в СССР в 30-е годы XX века. Сейчас по всей стране осталось не больше десятка таких экспонатов. Тот объект, который привезли во Всеволожск, был построен в 1950 году на заводе «Мовак» в Венгрии по советским чертежам в счёт репарации, которая была наложена на Венгрию за её участие в войне на стороне фашистов. Но суть заключается в том, что именно паровоз серии «Эр» привёз в Ленинград первый состав по Дороге Победы. Тот самый состав, который с цветами встречали на Финляндском вокзале. Но и это ещё не всё.
Сотрудники музея установили свой паровоз на другом историческом экспонате. Это – подлинный участок моста, по которому прошёл в 1943 году первый состав Дороги Победы. Мост американского производства стоял на Обводном канале, в постперестроечное время его собрались распилить на металлолом, и директору Музея битвы за Ленинград удалось выкупить один его кусок. Как только паровоз расконсервируют, покрасят, участок моста и возвышающийся над ним паровоз станут ярким памятником Победы нашего народа.
А в ангарах музея ожидают рассказа о себе самолёты марки МиГ, Як, Ил. Во дворе стоят интересные артиллерийские орудия, а также – бронеколпаки времён Советско-финской войны. 15 сотрудников работают в музее, и хоть 9 Мая уже прошло, они трудятся в напряжённом режиме. Можно сказать, что так же, как и техника, каждый из этих специалистов уникален.
Людмила ОДНОБОКОВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code