Рождённые для сцены

Помните, как у Шекспира: «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры»? А если не актеры, то – зрители. Поклонники актерских талантов этих самых служителей подмостков. Впрочем, армия служителей подмостков включает большее число людей, чем мы можем себе представить.
Не считая самых главных двигателей театрального колеса, как то: режиссеров, их помощников и ассистентов, художественных руководителей и драматургов, за сценой и «на сцену», то есть на спектакль, работают гримеры и костюмеры, художники и осветители, литературные редакторы и декораторы, музыканты и хореографы, и самые обыкновенные суфлеры и служители театральной вешалки! И от каждого из них практически зависит, каким выйдет спектакль из-под их коллективного «пера». Будем ли мы бежать в этот театр, как на праздник, будем ли спешить отдать им свой кровный рубль и больше – свою любовь?! Потому что настоящий театр только и делает, что учит нас главной радости в жизни – любви и бескорыстному служению человечеству.

Именно этим вот уже почти сорок лет занимается главный режиссер и художественный руководитель Ленинградского областного государственного учреждения культуры – Драматического театра «Комедианты», заслуженный деятель искусств Михаил Левшин. В этом видит свое предназначение и ведущая актриса театра, заслуженная артистка России Нина Мещанинова.
Журналист Татьяна ТРУБАЧЁВА встретилась с этим замечательным творческим и супружеским дуэтом накануне Международного дня театра, чтобы поздравить их с профессиональным праздником – во-первых; во-вторых, с 25-летним юбилеем театра, и в-третьих, с открытием очередного фестиваля «Всеволожская весна», в котором труппа Театра «Комедианты» традиционно принимает самое активное участие. Выслушав наши поздравления, Нина Ивановна Мещанинова добавила:– Кстати, именно наша дочь Полина является автором эмблемы этого фестиваля.
КОРР. Полина – театральный художник, кажется?
ЛЕВШИН. Полина окончила Мухинское училище (сейчас – Штиглица), факультет «Книжная графика», но, по сути дела, она дизайнер и как художник очень много работает в нашем Театре «Комедианты». Помогает с оформлением практически всех спектаклей. Вот сейчас восстанавливает декорации спектакля «Волки и овцы», занята новыми декорациями для спектакля «День свадьбы». Полина еще и поет, и в этом смысле она в маму, конечно, пошла. Потому что Нина Ивановна у нас поющая актриса, и мы этим ее талантом широко пользуемся в наших постановках.
КОРР. Нина Ивановна, вы – дипломант Всероссийского фестиваля «Актерская песня имени Андрея Миронова», дважды лауреат конкурса «Весна романса». За исполнение песен Булата Окуджавы удостоены высшей художественной премии Петербурга «Петрополь». Так что и не знаю, как точнее будет сказать о вашем амплуа! Во всяком случае, вы не только ведущая актриса театра «Комедианты», но и популярная исполнительница романсов и авторской песни и… драматическая актриса, которая поет.
МЕЩАНИНОВА. Последнее, пожалуй, будет точнее. Потому что я пою всегда и везде: и на сцене нашего театра, и в концертных программах, и в сольных концертах, и даже попела на сцене «Мюзик-Холла», когда ушла из Петербургского ТЮЗа.
КОРР. Вы наверное, с детства мечтали стать актрисой?
МЕЩАНИНОВА. Вовсе нет. Во всяком случае, совершенно точно, что я всерьез об этом не думала! Но почему-то в школе постоянно была заводилой каких-то постановок, с удовольствием учила сказки и стихи и читала их со сцены с выражением, и это почему-то нравилось и моим одноклассникам, и учителям. Поэтому легко поступила в ЛГИТМиК, и мне очень повезло, что меня взял на свой курс Зиновий Яковлевич Корогодский. И, еще учась, я играла уже в его ТЮЗе понемногу, потом был Челябинский ТЮЗ, а потом ленинградский «Мюзик-Холл»… А потом в моей жизни случился режиссер Михаил Александрович Левшин. Повторяю, мы вместе уже более 30 лет, и с первого дня, с самого основания я работаю в театре, созданном Михаилом Александровичем.
КОРР. Вы прямо как Любовь Орлова с Григорием Александровым – на «вы» и по имени-отчеству…
МЕЩАНИНОВА. Да по-разному мы обращаемся друг к другу! Но в основном да, я его называю по имени-отчеству, в знак большого уважения!
КОРР. Михаил Александрович, мне более или менее понятно, что влечет молоденьких девочек в театр, да и мальчиков тоже. Мне понятно, как становятся актерами. Но как человек становится режиссером, клянусь, для меня тайна!
ЛЕВШИН. А на этот вопрос Товстоногов ответил: «Режиссерами рождаются». Но если вспоминать, то у меня это актерство тоже в школе началось, потому что сначала была страсть изображать всех подряд. Но особенно мне нравился только что вышедший тогда на экран фильм «Мы с вами где-то встречались» с блистательным Аркадием Райкиным. И я его повторял один в один, приводя в восторг и родителей, и учеников-сверстников. Это были мои первые шаги в искусстве. Так и появилась внутренняя потребность что-то сделать, сотворить, организовать людей на какое-то общее дело. У меня это началось уже в Лесотехнической академии, в которой я учился. Да-да! Сначала был химический факультет Лесотехнической академии. Поскольку я все время фонтанировал какими-то идеями и этими идеями еще и заражал окружающих, то вскоре мы стали делать такое «Студенческое обозрение», а потом появился театр со странным названием «ХИМ-ТИМ». Расшифровывается как «Химический театр интермедии и миниатюр». Вот так все начиналось. То есть никто меня не учил режиссуре, это уже потом я закончил все, что надо, а поначалу я делал все интуитивно, по наитию.
КОРР. Ну а химический-то факультет окончили или бросили на середине?
ЛЕВШИН. Все закончил и даже проработал целый год химиком-технологом по производству спирта из древесины, в общем (улыбается), потом уже, все взвесив и осознав, что деваться мне совершенно некуда, я двинул в Ленинградский театральный институт.
КОРР. И вот уже сколько лет творите эту удивительную «химию любви» на театральных подмостках! В декабре театру, который вы создали, как говорится, «с нуля» – Ленинградскому театру «Комедианты» исполнилось 25 лет. За историю существования театра ваши постановки получили немало заслуженных наград, в том числе «Золотой софит», высшую театральную премию Санкт-Петербурга, «Приз зрительских симпатий» общества «Театрал» и специальный приз Международного Черноморского театрального фестиваля в Турции. Да много у вас наград! Но самое главное, специалисты, критики называют вас «хранителем традиций русской театральной классической школы». Это, наверное, трудно в наше время: быть хранителем традиций?
ЛЕВШИН. Знаете, у нас с Ниной Ивановной в Псковской губернии есть домишко в деревеньке. Умирающей и несчастной, как все современные русские деревеньки, и там есть только один дееспособный такой мужичок – Володя его зовут, который всем уцелевшим во всем помогает. И я ему говорю: «Ну ты, Володя, молодец!» И гениальный ответ: «А куда ж тут денешься?!» Вот и мне некуда деваться… Кто-то должен быть…
Вы понимаете, мы живем в ситуации драматического безвременья. Такое, к сожалению, бывает. И еще такое время сейчас, так уж сложилось, что появилась некая вседозволенность во всем. А когда балом правит вседозволенность, рождаются зачастую химеры эксперимента. Особенно интересно поэкспериментировать с классикой, с тем, что всем хорошо знакомо. Какой интерес экспериментировать с какой-то новой пьеской, которая никому не известна, у которой нет еще никакой истории! А вот Шекспир, Чехов… Интересней же к ним обратиться! И тогда, глядишь, о тебе, как о режиссере, скажут: «Вот как он интересно все перевернул и повернул! Такого еще не было! Это ж надо, какой он смелый!» Вот тебе и слава!.. Я как-то от такой славы бегу…
КОРР. При этом ведь нельзя сказать, что вам чужды эксперименты. Вы спектакль по «Муму» Тургенева поставили, где нет слов, есть только танец. А ваше прочтение рассказов Шукшина? В вашей постановке пьесы «ЛЕС» по Островскому все, включая Гурмыжскую, которую как раз играет Нина Ивановна, поют… Чего, конечно, не мог предполагать Островский… Это все разве не эксперимент?
ЛЕВШИН. Причем поем на гениальную музыку народного артиста, великого композитора современности Владимира Дашкевича. А слова песен – тоже нашего легендарного человека питерского, уехавшего в Москву, Вадима Жука. Они с большим интересом отнеслись к моему предложению о совместной работе, и получился такой музыкально-водевильный спектакль, не лишенный смысла и содержания, про нашу жизнь современную.
Главное, что эксперимент эксперименту – рознь. Вот, к примеру, в ноябре прошлого года, и без того насыщенного многими событиями, мы выпустили новый спектакль «Марлен, рожденная для любви». Это о жизни и любви великой актрисы Марлен Дитрих, и он идет прекрасно на нашей сцене. Мы этот спектакль сочиняли мучительно, потому что никакой пьесы о Марлен написано не было. Мы ее сочинили сами, точнее – это такая композиция по документам, ее письмам и письмам к ней Эрнеста Хэмингуэя, Ремарка, Жана Габена – великих мужчин, которые были влюблены в эту великую женщину. Главную роль в новом спектакле играет актриса Нина Мещанинова.
КОРР. Кстати, я вот сейчас смотрю на Нину Ивановну и понимаю, что она очень похожа на Марлен Дитрих… Поэтому решили поставить спектакль именно о ней? А не, к примеру, о Комиссаржевской или Книппер-Чеховой?
ЛЕВШИН. Марлен – это такой необыкновенный заряд уверенности в собственном таланте, в собственной неповторимости! Удивительный дар, который позволяет играть интересно и неожиданно. Она просто светилась, она была как некое электрическое создание! А почему вдруг? Да не вдруг! Это имя летало вокруг меня много лет. Да, может быть, потому, что вы не первая мимоходом говорили, что Нина похожа на Марлен, это как-то оседало в сознании, а потом услышали, как она поет, таким низким завораживающим голосом. Слава Богу, у Нины это получается, она этому учится.
МЕЩАНИНОВА. И я в пьесе пою на немецком, английском и французском языках (неожиданно Нина Ивановна поет на немецком языке тем самым – низким завораживающим голосом знаменитую «Лили Марлен», которую когда-то пела Марлен Дитрих), и мы слушаем, затаив дыхание…). Затем продолжает:
– В ней, конечно, была сокрыта некая женская тайна. Есть же такое, не поддающееся никакому логическому исчислению, есть эта самая необъяснимая химия любви! Иначе почему великие писатели сходили по ней с ума! Значит, что-то было значительное и в личности человека. Это женское обаяние, эта сила, которая так их держала! Ремарк написал воспоминания о Марлен, выплеснул такую лавину любви в них, что я читала и то смеялась, то плакала!.. Или выдающийся режиссер Штейнберг, который поставил на нее и для нее почти десяток кинофильмов. И каждый – шедевр! В конце концов он выдохся, и они расстались, но все лучшее Штейнберг в своей жизни создал с Марлен, для Марлен и о Марлен…
КОРР. То есть в вашей версии актриса Марлен Дитрих – в зените своей славы, любимая и обожаемая?.. Был ведь огромный период ее жизни, целых 13 лет, когда она до конца своих дней сама заключила себя в добровольное затворничество, потому что не хотела, чтобы хоть кто-нибудь видел ее, как она сама говорила, старой и некрасивой?
МЕЩАНИНОВА. Нет, я как раз впервые появляюсь на сцене в 90 лет. Потом эта кинолента ее жизни прокручивается, возвращается в молодость, в начало жизни – начало карьеры в немецкой киностудии, где она начала со Штейнбергом свой звездный полет. Затем приход в Голливуд, весь период Голливуда, и мы опять возвращаемся к концу ее жизни, когда она в своих монологах подводит итоги: разговаривает со своими любимыми, только что ушедшими из жизни. В частности, с Хэмингуэем, застрелившимся на берегу океана… Да они все есть на сцене, все появляются – и Ремарк, и великий актер Жан Габен…
КОРР. Вы играете грустную, очень печальную историю!
МЕЩАНИНОВА. Нет, нет и еще раз нет! Люди после спектакля к нам приходят и говорят: «Это был праздник! Это был праздник света и любви!» – и глаза у них светятся! И я просто счастлива, потому что это людям надо!
КОРР. Да, как потрясающе крутится это колесо под названием «театр»! И зачем? Зачем они выходят на подмостки, что-то нам говорят или поют, а мы плачем или смеемся? И влюбляемся, и они тоже влюбляются – они в нас, мы в них, они друг в друга, как наша сегодняшняя пара, и главное – сохраняют любовь на протяжении многих лет, что в общем-то не так часто бывает… Так что мы ищем и что находим в Театре?
ЛЕВШИН. Он существует в целом для того, для чего вообще существует искусство. Когда-то я учился на кафедре великого Георгия Товстоногова, и мы очень интересовались истинной театральной наукой – той, которая на тот момент существовала. Так вот, ничего чудесного за этот период времени не произошло, и постулаты до сих пор живы. Искусство – это способ познания мира. И не бойтесь слова «познание» – оно эмоциональное. Это освоение душой. Если этого не происходит, значит, это что-то другое. Может быть, просто развлечение, какие-то загадки, медитация. Вот когда человек вдруг что-то видит, и при этом он воспринимает и осознает многое по-другому, иначе, чем осознавал до этого, – значит, театр помог осознать вам себя в этом пространстве. И сейчас такое время. Вот почему мы выходим на сцену, чтобы этот постулат не рушился, чтобы нас услышали, потому что мы знаем, зачем выходим на сцену! И что бы мы ни поставили – Чехова, Островского, Гоголя, современную пьесу, – я, как руководитель театра, точно знаю, зачем мы ее ставим и для кого.
КОРР. Наверное, здесь можно было бы и точку поставить в нашем диалоге. Но я хочу еще раз вернуться к началу: к вашему театру и к вашей аудитории. За 25-летнюю историю Театра «Комедианты» вы побывали с отдельными спектаклями и гастрольными поездками не только за рубежом, вы побывали практически во всех крупных населенных пунктах Ленинградской области. На спектаклях театра ежегодно бывает от 15 до 20 тысяч человек. И вот 4 апреля откроется традиционный фестиваль «Всеволожская весна», и, я надеюсь, вы, как всегда, украсите его своим присутствием.
ЛЕВШИН. В этом году мы традиционно везем в замечательный город Всеволожск премьеру, потому что обычно представляем на фестивале премьеры. Предыдущий был «Земляки» по Василию Шукшину, а нынче – спектакль по французским средневековым фарсам «Если поженились, значит, жить придется». Поставил наш режиссер Алексей Исполатов. И еще на два, а может быть, и три наших спектакля администрация города Всеволожска специальным автобусом доставит зрителей в наш театр на Лиговку, 34, в знаменитый Дом Перцева, где обрел свой дом и наш Театр «Комедианты». А в целом – ведь это просто замечательно, что в принципе небольшой город Всеволожск ежегодно проводит этот театральный фестиваль, собирая по возможности все лучшее, что есть в театральном мире, приглашая гостей, наращивая тем самым культурный слой, который делает нас неуязвимыми перед любыми катаклизмами. Искренне желаю успехов фестивалю!
МЕЩАНИНОВА. И всех – с Международным днем театра! Приходите в театр, любите театр, он того заслуживает!.. Счастья всем!
На фото: Сцена из спектакля «Марлен, рождённая для любви». В главной роли Нина Мещанинова.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code