Небожитель

10 февраля исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.
«Небожителем» его называл Сталин, и, действительно, внешне канва его жизни складывалась вполне удачно, в отличие от многих равновеликих ему поэтов Серебряного века.
Он прожил довольно длинную жизнь, пережив того же Иосифа Виссарионовича, пользовался благорасположением властей и многими льготами, предоставляемыми «советским» писателям. При этом очень лояльным по отношению к большевикам он никогда не был. Он был просто по-восточному отстраненным, вне бурь, вне политики.
Борис Пастернак родился в творческой семье и с детства воспитывался в художественно-артистическом и музыкальном окружении. Разносторонне одаренный, он серьезно изучал философию в Германии, рисовал, занимался музыкой, но все-таки на первое место в его жизни вышла литература, сначала – поэзия.
Я рос. Меня, как Ганимеда,
Несли ненастья, сны несли.
Как крылья, отрастали беды
И отделяли от земли.
Действительно – небожитель! Поэзия Пастернака при всей своей несомненной гениальности сложна для восприятия. Многие исследователи считают, что в его стихах не надо искать логического смысла, эти строфы действуют чисто эмоционально, пробуждая образы в глубинах подсознания. Его поэзию всегда высоко ценили люди творческие, имеющие богатое воображение. Остальные же расценивали его творчество как поэтическую «заумь». Возможно, эта сложность и спасала поэта от излишней строгости цензуры. Так или иначе, до 67 лет Борис Леонидович прожил относительно благополучно.
Все изменил роман «Доктор Живаго». Сам Пастернак говорил о нем: «Собственно, это первая настоящая моя работа. Я хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие… эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и многое другое». Будучи уже немолодым человеком, писатель решил, наконец, выплеснуть то, что копилось в душе. В СССР даже в период «хрущевской оттепели» напечатать роман было невозможно, а публикация его за рубежом делает Пастернака персоной non grata.
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
В 1958 г. Б.Л. Пастернаку была присуждена самая почетная награда в области литературы – Нобелевская премия (миллион долларов), и вот тут началась настоящая травля. Только неделю удалось Борису Леонидовичу пробыть нобелевским лауреатом, а потом, под давлением властей, он был вынужден отказаться от всех наград. Но в отношении к нему это уже ничего не изменило. Травля продолжалась до самой его смерти в 1960 г., сократив и отравив остаток его дней.
В 1987 году, посмертно, Пастернак был восстановлен в Союзе писателей, а диплом и медаль Нобелевского лауреата Шведская академия выдала в 1989 году его сыну.
7 февраля в отделе обслуживания Всеволожской Межпоселенческой библиотеки, в Культурно-досуговом центре микрорайона Южный прошел литературно-поэтический вечер, посвященный юбилею Бориса Леонидовича Пастернака.
Елена ПРОХОРОВА,
зав. отделом обслуживания Межпоселенческой библиотеки
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code