Загадка экипажа Алёшина

«После 10 лет поисков мы склоняемся к выводу, что найденный нами самолёт принадлежал экипажу Героя Советского Союза Семёна Алёшина», – говорит командир поисковой группы «Безымянная» из Санкт-Петербурга Герман Сакс (на снимке внизу). В легендарный экипаж Семёна Алёшина входили три лётчика. Во всех военных энциклопедиях написано, что они повторили подвиг Николая Гастелло и посмертно получили звание Героя Советского Союза.
«Идём на цель»
«Самолёт горит. Идём на цель. Задание будет выполнено. Алёшин» – это была последняя радиограмма с борта их самолёта. А вот отрывок из докладной записки, которая хранится в архиве Министерства обороны СССР. Её написал участник боевого вылета 44-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка старший сержант Белых:
«При выполнении задания 12 июля 1942 года по уничтожению укрепленного пункта на высоте в районе Лемболово наше звено шло под командованием капитана Алешина. С рассветом самолеты поднялись в воздух, но погода мешала полету, заставила идти на высоте 300–400 метров в мелком дожде. При подходе к цели мы перестроились в кильватер. Цель, на которую вывел нас капитан Алешин, была точно под нами.
Противник обрушил весь свой зенитный огонь на самолет капитана Алешина. Машина загорелась. Но бомбы с самолета капитана Алешина одна за другой точно ложились по огневым вспышкам противника. Капитан Алешин резко ввел в пикирование объятый пламенем самолет и направил его в гущу артиллерийско-минометного огня противника. Капитан Алешин не пощадил своей жизни и погиб смертью героя в борьбе с немецким фашизмом, в борьбе за город Ленина».
Это описание путешествует из одной публикации в другую, обросло подробностями, например, о том, какие красивые слова о Родине перед смертью произнесли члены экипажа. В 1966 году 16 августа во Всеволожском районе, недалеко от железнодорожной платформы Лемболово, состоялась торжественная церемония открытия обелиска, посвящённого лётчикам. К этому обелиску стали приезжать их родственники. Они были  убеждены, что памятник стоит на месте, где экипаж совершил таран.Но это не соответствует истине.
В военных донесениях указано, что самолёт капитана Алёшина упал западнее шоссе, а памятник поставили – восточнее. Более того, сохранилась Книга боевых потерь 44-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (44-го сбап). Согласно заведённым правилам, в таких книгах в отдельной графе указывают: «Захоронен там-то». Но про каждого из членов экипажа Алёшина в книге записано: «Выбыл из состава полка». И ни слова – о месте захоронения. В документах на сайте ОБД «Мемориал» про каждого из них написано: «Не вернулся с боевого задания», а в графе «где похоронен» у всех стоит прочерк. То есть точное место захоронения экипажа однополчанам известно не было.
Поисковик Герман Сакс обнаружил, что в военных архивах отсутствует акт о списании самолёта. Каждый самолёт, если он после аварии не подлежал восстановлению, необходимо было списать. А если акта не было, это обозначало, что представители штаба не попали к месту падения машины и не смогли оценить её повреждения. То есть место тарана тоже не было найдено. Откуда же уверенность, что самолёт упал именно возле железнодорожной платформы?
Находка в районе Лемболово
В 2004 году ребята из поисковой группы «Безымянная» наткнулись на обломки самолёта. Самолёт лежал в урочище Мистолово, примерно в  6–7 километрах от памятника экипажу Алёшина.
Это место находится как раз западнее шоссе. Но во время вой­ны здесь была нейтральная полоса между частями Красной Армии и финской армии. Обломки самолёта оказались разбросаны на большой территории и сильно покорёжены. Было видно, что его пытались разобрать на запчасти. Обычно во время войны это делали финны, так как у них ощущалась острая нехватка металла. Солдаты снимали детали со сбитых самолётов, а потом изготавливали из них портсигары или другие нужные в быту вещи.
В течение двух сезонов – в 2004 и 2005 годах – поисковики из группы «Безымянная» работали в урочище Мистолово. По найденным фрагментам им удалось установить, что крушение потерпел скоростной бомбардировщик (СБ). У него загорелся правый мотор, скорее всего от прямого попадания снаряда.
В экипаж СБ обычно входит три человека – вместе с деталями самолёта поисковики обнаружили три комплекта парашютных колец. Это означало, что никто из членов экипажа с парашютом не выпрыгнул – все они сгорели. Также были обнаружены фрагменты человеческих останков, но очень мелкие. Создалось впечатление, что часть из останков была кем-то раньше убрана. Возможно, это сделала финская похоронная команда.
Среди обломков не нашлось никаких документов, указывающих на личности погибших (опять же – их могли забрать в своё время финны). Под ковриком самолёта обнаружен клочок бумаги с отрывком текста, отпечатанного на немецком языке. Можно предположить, что с этого самолёта разбрасывали листовки над финскими позициями. Найдена деталь, указывающая на период, когда произошла авиакатастрофа, – самолёт имел летнюю окраску, а звезда – чёрную окантовку, которую употребляли в 1942 году, из чего можно заключить, что самолёт был сбит летом 1942 года.
Поисковики обнаружили мотор, который побывал в ремонте, сохранилась печать – «1-я ремонтная мастерская». С найденным номером поисковики обратились к известному в России специалисту по самолётам времён Великой Оте­чественной войны Илье Геннадьевичу Прокофьеву. Он просмотрел свой архив и сообщил, что «1-я ремонтная мастерская»  обслуживала 44 сбап (где служил экипаж Алёшина). До середины 1942 года этот полк назывался 34-м сбап, его лётный состав работал на скоростных бомбардировщиках.
Летом 1942 года 34 сбап расформировали, большую часть лётного состава отправили на Урал переучиваться на самолёты Пе-2. После этого полк стал называться 44-м  сбап. Период переформирования был коротким. На это время, пока часть лётчиков находилась на Урале, из нескольких экипажей было создано временное подразделение, которое воевало на старых СБ-шках. Документы этого временного подразделения впоследствии куда-то запропастились. Какие экипажи в нём выполняли боевые задания, какие были номера самолётов, установить негде. Зато И.Г. Прокофьев указал на другую важную деталь – согласно имеющимся у него копиям военных донесений, летом 1942 года в районе Лемболово был сбит только один самолёт. Это был СБ капитана Алёшина.
Заявить, что экипаж Алёшина таран не совершил, а упал на нейтральной полосе – это очень серьёзно. Поэтому Герман Сакс решил продолжить расследование и найти дополнительные сведения, подтверждающие эту версию. Начиная с 2006 года он время от времени выезжал в Подольск, где находится архив Министерства обороны РФ, и по крупицам собирал все сведения о легендарном экипаже. Это была очень кропотливая работа. Но то, что поисковик нашёл в Подольске, запутало его ещё больше. Бросались в глаза многочисленные несоответствия в документах. То ли они заполнялись небрежно, то ли… Известно, что та и другая воюющая сторона занималась приписками и приукрашиванием подвигов.
Он подумал, что хорошо бы было прочитать донесения финских военных частей, стоявших в районе станции Лемболово. Если бы таран действительно произошёл и погибла целая батарея, это обязательно нашло бы отражение в отчётах у финнов. Как раз в то время в Финляндии находился известный исследователь советско-финских войн Баир Иринчеев. К нему-то и обратился Герман Сакс. Баир Иринчеев из финских архивных документов узнал, что около Лемболово летом 1942 года, в укромном месте под горой, недалеко друг от друга находились 4 финских батареи. Сохранились отчёты этих батарей.
В этих отчётах Б. Иринчеев прочитал, что летом 1942 года финнами были сбиты два советских самолёта. Один из них – СБ – упал в районе Мистолово, а другой – истребитель – в районе посёлка Стеклянный. Бомбардировщик был сбит 11 июля 1942 года. В отчётах 106-й лёгкой зенитной батареи подробно описывается, что 11 июля «рюссен» самолёты сделали 2 захода на финские позиции. Это были скоростные бомбардировщики – они сбрасывали бомбы и листовки на немецком языке.
На другой же день, 12 июля, в донесениях зенитных батарей никаких упоминаний об упавших советских самолётах нет. Позже, 17 июля 1942 года, в разведотдел ВВС ставки Верховного Главнокомандования из штаба группы «Карельский перешеек» было отправлено финское донесение: «На данный момент подтверждено, что СБ-2, сбитый 11 июля 1942 года нашими западнее озера Лемболово, уничтожен, и обломки находятся между  деревнями… (далее неразборчиво)… и Мискула» (по-нашему – Мистолово). После этого у Баира Иринчеева не осталось сомнений, что поисковики группы «Безымянная» нашли обломки именно того СБ, про который финны писали, что он сбит 11 июля 1942 года. Этот СБ принадлежал тому полку, в котором летал С. Алёшин.
Теперь сравним эти сведения с документами Красной Армии, изученными Германом Саксом. В отчёте о боевых действиях 44-го сбап написано, что ночью 11 июля 1942 года было совершено 2 вылета самолётов (эти данные совпадают с финскими). Летели скоростные бомбардировщики (опять совпадение). Они сбросили на железную дорогу Выборг – Терийоки – Лапполово – Лемболово «фугасных бомб 100-килограммовых три штуки, зажигательных и авиабомб 100-килограммовых три штуки, зажигательных авиабомб малого калибра 186 штук».
Была осуществлена также бомбардировка воинского эшелона и артиллерийских позиций на высоте 123 и Мистолово. Но про то, что были подбиты две наших машины, в отчёте  за 11 июля ничего не написано. Зато 12 июля, согласно советским документам,  наш экипаж направил горящий самолёт на вражескую батарею. Причём экипаж летел якобы на Пе-2 (которые в Лемболово ещё не были доставлены). Финская батарея от взрыва, конечно же, погибла. Вот только финны этого не заметили. Явно кто-то их этих двух сторон описал события неправильно.
Что ни полёт –то подвиг
То, что военным архивным документам не всегда можно доверять, в последнее время говорится всё чаще и чаще. Слишком много накопилось по этому поводу фактов. Что касается истории экипажа, то Герман Сакс считает: окончательную точку в этом вопросе может поставить экспертиза ДНК, проведённая с родственниками героев. Но денег на эту экспертизу у поисковой группы «Безымянная» нет. Нужны спонсоры.
Я спросила у Германа Сакса: «А если предположить, что самолёт Алёшина при всём своём героическом намерении не сумел долететь до вражеских позиций и рухнул на нейтральной территории? Тогда высших наград их удостоили напрасно?»
«Ни в коем случае», – отвечает Герман Сакс. У него на руках оказались копии документов, свидетельствующие, что все трое заслуживали того, чтобы Звезды Героев им вручили ещё раньше. В экипаж входили командир звена капитан Семён Михеевич Алёшин (1911 г.р.), штурман-бомбардир лейтенант Владимир Андреевич Гончарук (1918 г.р.) и стрелок старший сержант Николай Александрович Бобров (1921 г.р.). С.М. Алёшин и В.А. Гончарук летали вместе и прославились ещё на советско-финской войне. В 1940 году члены этого экипажа (уже втроём) были приглашены на Первомайский парад в Москву, чтобы в числе лучших лётчиков страны пролететь по небу над столицей…
В 1941–1942 годах они выполняли самые сложные задания командования, например, 23 июня 1942 года перед группой бомбардировщиков была поставлена задача пробиться через границу к порту Котка (в Финском заливе) и уничтожить нефтяные запасы и транспорты немцев. При подходе к цели самолёты попали под сильный огонь. Экипаж Алёшина бомбовыми ударами зажег один из транспортов противника. Столб пламени рванулся к небу и осветил караван вражеских кораблей.
Шедшие за Алешиным летчики увидели цель и завершили дело. Алёшин был представлен к Золотой Звезде Героя Советского Союза. Но в тот раз ему было отказано. Последний полёт над Лемболово был для капитана Алёшина 117-м боевым вылетом. По существующим тогда нормам такого количества полётов (в том числе ночных) было достаточно, чтобы получить Звезду Героя.
Но и это не всё. У Германа Сакса сложилось впечатление, что экипаж состоял из людей выдающихся личных качеств. Они могли отдать свой паёк местным детишкам, а сами остаться голодными. Они могли резко высказать начальству правду в глаза, не опасаясь, что будут отвечать за последствия. Им многое прощалось, потому что они были прекрасными профессионалами.
И нам не надо выдумывать дополнительных картинок о подвигах и возможных таранах, чтобы оценить этих людей как героев.  Сейчас вопрос стоит о другом: если найденный самолёт действительно принадлежал экипажу Алёшина, то обнаруженные фрагменты тел необходимо подхоронить к обелиску у платформы Лемболово с высшими почестями.
Людмила ОДНОБОКОВА
Фото Антона ЛЯПИНА и автора

Загадка экипажа Алёшина: 1 комментарий

  • 27.04.2017 в 09:23
    Permalink

    Уважаемая Людмила Однобокова.
    Будучи ребенком, мой отец и его друзья, неоднократно делали раскопки у плаиформы Лемболово и находили там порох. Порох этот имел форму боченочка и являлся артилерийским или зенитным. Обычно его находили опаленным или спресованным в огромные куски, в результате большого термического воздействия (а это или взрыв или пожар).
    Как быть с этим любопытным фактом?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code