В чём мудрость жизни земледельца…

Как известно, наступивший 2015 год по лунному восточному календарю – Год деревянной Козы (синей Овцы). Астрологи утверждают, что он будет мирным, плодотворным и счастливым для всех знаков зодиака, так как эти животные очень добрые, полезные, заботливые и щедрые. Соответственно, все данные качества покровителей лунного года переносятся и на сам год.
Ну а как в реальном, а не в виртуальном мире сосуществуют люди с этими животными? Чтобы попытаться понять это, мы отправились в крестьянско-фермерское хозяйство Ксенофонтовых, где есть и овечье стадо.
Как рассказал глава хозяйства Николай Иванович, в их хозяйстве, кроме коров, тёлочек и бычков, содержится еще и около 40 голов овец. И, как несложно было понять из нашей беседы, сосуществование фермеров и подопечных обитателей их фермы складывается вполне гармонично, ведь они – их кормильцы, источник существования фермерского хозяйства. И этим все сказано.
А стал Н.И. Ксенофонтов фермером в некотором смысле случайно. До этого он работал водителем во Всеволожском автопредприятии, которым много лет руководил Николай Владимирович Уласевич, потом возглавивший администрацию Всеволожского района. У Ксенофонтовых тогда было уже четверо детей, прежнее жилье стало слишком тесным, и они давно мечтали получить земельный участок, на котором могли бы построить свой дом и зажить счастливой семейной жизнью. Вот с этой просьбой и записался Николай Иванович на приём к Уласевичу. Это был 1991 год, и к тому времени в Ленинградской области только-только начали выделять первые земельные участки под ведение фермерских хозяйств. Николай Владимирович хорошо знал трудолюбивую семью Ксенофонтовых, верил, что им под силу создать крепкую семейную ферму и подсказал, куда обратиться, чтобы получить в свое распоряжение землю, пригодную для ведения сельскохозяйственного производства.
Так они получили в собственность 13,7 гектара земли бывшего совхоза «Щеглово», которую в самом хозяйстве практически не использовали из-за сильной закамененности и обильных зарослей ивняка. Правда, эти земли по госпрограмме начали было приводить в порядок мелиораторы, но успели только проложить сеть осушительных канав, и тут случились известные события 1991 года, кардинально изменившие жизнь каждого из нас и, собственно, благодаря которым у нас появились фермеры.
Огромных трудов стоило Ксенофонтовым привести эту землю в божеский вид и получать на ней урожаи. Буквально по полгектара ежегодно выводили из запустения, окультуривали, засаживали картофелем, а потом засевали эти отвоеванные у дикой природы участки многолетними травами под сенокос и пастбища. И так постепенно окультурили почти все 13 гектаров.
– С каждой сотки земли собирали не меньше чем по тонне камней, – рассказывает Николай Иванович. – Начали с приведения в порядок земли, а дом сумели построить только в 2005 году. И вот уже третий год строим новую капитальную ферму на 20 голов крупного рогатого скота, решили расшириться. В этом году наконец-то запустим её. Вот на днях в одном из монастырей купил бывшее в употреблении оборудование для навозоудаления, установим его, и можно будет запускать сюда и коров, и тёлок, и овец. Тут им всем места хватит.
Пока Николай Иванович занимался неотложными мужскими делами на ферме, решил подробнее поговорить о их семье с его супругой – Татьяной Ивановной.
Семья у них большая – три сына и две дочери. Самой младшей, Кате, 12 лет, учится в 6 классе. А остальные уже взрослые, определили свою дорогу в этой непростой жизни. Например, старшая дочь Юля работает в УМВД по Всеволожскому району, профессионально водит машину. Всегда помогает в свободное от работы время по хозяйству: во время сенокоса, да и по огороду забот и ей хватает. А огород у Ксенофонтовых довольно большой, полностью обеспечивают свою большую семью и овощами, и картофелем, и фруктами-ягодами. Покупают, пожалуй, только сахар, крупы да муку, а остальное всё своё.
Старшему сыну 33 года, он уже давно отделился от родителей и живёт самостоятельной жизнью. А младшему, Андрею, 26 лет, он живёт с родителями и постоянно занимается фермерскими делами. Средний сын, Максим, также отделился от родительского дома, занялся предпринимательством, у него своя техника, так что, когда нужно, и машинами помогает, особенно в период летней страды.
– Хорошо жить на своей земле, и детей легче растить, – говорит Татьяна Ивановна. – Они у нас сызмальства в труде выросли, а не в праздности. Не просиживали часами перед телевизором или за компьютером, с головой окунаясь в виртуальный мир, а во всем нам помогали, у каждого были свои обязанности по дому и хозяйству. Поэтому наши сыновья и на тракторах работают, и по-плотницки все умеют, приучены к дому, к хозяйству. Даже у самой младшенькой, Кати, в доме много своих животных, тут и попугаи, и черепашки, и другая живность, она самостоятельно о них заботится. Также у неё и огородик свой, и вообще постоянно какие-то дела, помимо учёбы в школе и пения в церковном хоре.
Собственно, разговор наш с Татьяной Ивановной был недолгим, так как она засобиралась в церковь к службе, да и мне уже пора было возвращаться в редакцию. Подводя итог нашему общению, не могу не поделиться своим впечатлением: это традиционная крепкая православная семья, чтущая традиции, установленные нашими предками. И отношение к труду у них соответствует вере. Именно это и помогает им преодолевать всевозможные трудности, коих, к сожалению, в их фермерском житье-бытье хватает.
А возвращаясь к астрологам и тому, что они насулили нам в Год Овцы по лунному календарю (хотя Ксенофонтовы, думаю, во всю эту мистику не верят), хотелось бы сказать вот о чем. Все же самым желанным для них было бы, если бы наконец-то наши законодатели решили очень важную для всех фермеров социальную проблему, которую в нашей беседе затронул Николай Иванович.
Оказывается, несмотря на то, что у фермера земля юридически находится в собственности, у его детей, когда они вырастают, заводят свои семьи и у них появляется желание построить свой дом рядом с родительским домом, нет такой возможности. Вернее, построиться-то они могут, но вот домовую книгу им никто не даст, прописаться там они не смогут, потому что дом построен незаконно. Говорят, проект такого «разрешающего» закона уже давно гуляет по думским коридорам, но вот не принимают его, якобы опасаются, что, если разрешить, то этим могут воспользоваться мошенники от недвижимости. Ну а если такой закон не принять, то как выходить из этой ситуации честным многодетным фермерам? Пока нет ответа на этот болезненный вопрос.
Прощаясь, спросил у Николая Ивановича: жалел ли он когда-либо, что ввязался в свое время в такое проблемное и тяжелое дело, как российское фермерство? И услышал в ответ, что он ни разу об этом не пожалел, так как знает, что наемным работникам ничуть не слаще живётся. Зато фермер – хозяин своего дела. А что касается трудностей, так они преходящи. Но, когда их одолеваешь, испытываешь неподдельную большую радость.
И еще на прощание Николай Иванович сказал очень важное, общезначимое:
– Если бы каждый взял хотя бы небольшой клочок земли, облагородил её, мы бы все уже давно в райском саду жили бы. Надо любить землю, и она обязательно воздаст вам сторицей.
Как говорится, тут ничего ни прибавить, ни убавить.
Валерий КОБЗАРЬ
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code