Семья Лежнёвых на Гран-при Формулы-1

Чемпионат мира в классе Формула-1 – самые престижные международные соревнования по гонкам на автомобилях с открытыми колесами. Он проводится каждый год и состоит из отдельных этапов, имеющих статус Гран-при. Победитель чемпионата выявляется в конце года по результатам всех этапов. Самым известным победителем на настоящее момент является 7-кратный чемпион мира, обладатель многочисленных рекордов Формулы-1 Михаэль Шумахер.

В нынешнем году прошло 19 этапов гонки, один из которых 12 октября 2014 года состоялся в городе Сочи. Специально для него на территории Олимпийского комплекса был построен автодром. Это – большое событие для России. Любители автоспорта ликовали: «Спустя 100 лет Гран-при вернулся в Россию». Действительно, с тех пор как в России была предыдущая гонка Формулы-1, прошло ровно 100 лет. И связана она была с именем Василия Павловича Всеволожского.

А теперь немного истории. Первая известная автомобильная гонка в России состоялась 11 октября 1898 года под Санкт-Петербургом. Она прошла по маршруту Александровская – Стрельна. 15 мая 1904 года было образовано Российское автомобильное общество. Общество занималось организацией автопробегов и выставок, фиксировало национальные и международные рекорды.

Председателем Санкт-Петербургского автомобильного клуба и организатором почти всех крупных автомобильных соревнований с 1912 по 1917 год был Василий Павлович Всеволожский. Под его руководством в 1913 и 1914 годах автоклуб организовал две кольцевые гонки. Круг длиной 30,5 километра пролегал по окрестностям столицы в районе между Александровом, Лиговом и Красным Селом. А 18 мая 1914 года в посёлке Шушары под Санкт-Петербургом под руководством В.П. Всеволожского состоялся первый Гран-при России.

Новый Гран-при, вернувшийся в Россию спустя 100 лет, состоялся с участием жителей города Всеволожска. Семье ЛежнЁвых (на снимке) выпала честь участвовать в судействе Гран-при Формулы-1 России «Сочи – 2014».

Старший из семьи, Алексей Владимирович Лежнёв, занимался картингом с 10 лет во Дворце пионеров им. А.А. Жданова. После окончания Политехнического института продолжил занятия автоспортом в команде «Совтранс­авто» Ленинграда. В качестве механика мастера спорта международного класса Михаила Тараканова участвовал в Кубке социалистических стран, потом сам сел за руль и в Формуле-3 успешно выступал в кольцевых гонках на всей территории СССР. Выполнил норматив мастера спорта.

Жена Алексея – Мария Олегов­на Лежнева – с 1980 года была членом Ленинградского автомотоклуба, в 1981 году окончила школу судей. Младший сын Владимир серьёзно увлёкся картингом, как и отец, с 10 лет. Является неоднократным призёром чемпионата России.

Сейчас вся семья занимается автоспортом на профессиональном уровне. Владимир и Мария работают педагогами дополнительного образования в СПб ГБУ «ПЦ «Альбатрос» в школе автоспорта «Лахта-Спорт» (Санкт-Петербург). Летом с командой «Альбатрос» выезжают на чемпионат и первенство России по картингу. Мужчины – в качестве инженеров и тренеров команды, Мария работает в судействе соревнований, является секретарём чемпионата России по картингу.

Судейская должность, которую они выполняли на Гран-при в Сочи, называется «маршал». Маршалы – это очень важные фигуры на автомобильных гонках. Именно от них во многом зависит безопасность гонки.

Маршалы информируют руководителя гонки и её участников обо всех инцидентах во время соревнований, для этого они используют флаги. Жёлтый флаг сообщает об опасности, зелёный, напротив, сигнализирует, что всё в порядке. Маршальские посты стоят вдоль всей трассы.

Помимо этого, маршал должен знать, при каких обстоятельствах он обязан выходить на трассу, например, когда происходит авария, или на трассе есть какие-то осколки. Во время аварии в первую очередь он проверяет, всё ли в порядке с пилотом, надо ли вызывать медиков. Если машина горит, то использует огнетушители. Маршалов еще называют «автогоночными санитарами».

Для судейства Первого Гран-при России сначала предполагалось пригласить иностранных маршалов, но, познакомившись с российским судейским корпусом и с работой нашего маршал-клуба на одном из этапов Формулы-1 в Абу-Даби, Международная автомобильная федерация (ФИА) решила, что русские справятся самостоятельно. Более двух тысяч кандидатов боролись за право быть маршалом на Гран-при в Сочи. А нужно было из них отобрать бригаду из 470 человек.

Во всём судейском корпусе только семья Лежнёвых поехала в Сочи в полном составе. Они готовились к ответственному событию в течение года. Участвовали в учебных семинарах и в практике судейства на двух этапах Российского кольцевого чемпионата. Научились многим тонкостям.

Во всем мире маршалы Формулы-1 участвуют в судействе на добровольной основе. Они не получают за это денег. Так же происходило и в России. Маршалов привезли в Сочи, расселили в гостинице, обеспечили питанием, одели в защитные комбинезоны, снабдили необходимым оборудованием. Алексей Лежнёв управлял одной из световых панелей. Владимир с Марией стояли вместе на одном из постов. Мария была маршалом голубого флага, Владимир – маршалом желтого флага.

Всего на трассе было более 40 различных постов. Это и маршальские, и трековые, и посты вмешательств. У каждого – свои функции, свои обязанности. Чтобы все службы заработали вовремя, по расписанию, вставать приходилось до рассвета. В 5.30 для судейского корпуса был завтрак, в 5.45 их забирал автобус, и работа продолжалась до 18 часов.

Всё это время – на ногах. Присесть разрешалось только в перерывах. В октябре в Сочи было очень тепло, зрители гуляли в летних платьях, а маршалы весь день стояли в несгораемых комбинезонах. Это было сложно, но – налицо прекрасный результат работы. Как писали комментаторы, «гонка прошла без каких-либо серьёзных инцидентов и получилась на удивление спокойной, даже слишком спокойной для этого сезона».  Наблюдатели от ФИА из Австралии были очень довольны работой русских маршалов.

В это время Сочи посетил Президент РФ Владимир Путин. Его пригласили в помещение, где проходил рейс-контроль. Потом все рассказывали друг другу, как, войдя в помещение, президент увидел, что всё увешано мониторами, люди пишут доклады, два человека командуют по рации, команды даются на русском языке, восемь каналов связи непрерывно работают. (Кстати, это была единственная из всех гонок Формулы-1, где судейство проходило на русском языке). Потом президент наблюдал за гонками, сидя на стадионе.

Для семьи Лежнёвых опыт работы на Формуле – это грандиозное событие, такое же, как и для нашей страны. Побывать на первом Российском этапе Формулы-1, своими глазами увидеть самые современные гоночные машины, гонщиков – элиту мирового автоспорта, и среди них российского гонщика Даниила Квята, – это незабываемые впечатления. Бесценный опыт, который Лежнёвы приобрели в Сочи, теперь будет применяться на соревнованиях по картингу и в нашем городе.

Людмила ОДНОБОКОВА

Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code