Необыкновенный Оленин

День рождения Алексея Николаевича Оленина (9 декабря) Научно-исследовательский музей Российской академии художеств отметил «круглым столом», который прошел в одном из залов постоянной экспозиции «Академический музеум». С этим зданием на Университетской набережной связно почти тридцать лет жизни выдающегося российского просветителя, имя которого навсегда вошло в историю и нашего Всеволожска. Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино» вот уже сорок лет знакомит жителей и гостей города с деятельностью Алексея Николаевича, с жизнью семьи и бытом дома Олениных, куда «на огонёк» к директору Публичной библиотеки очень любили приезжать талантливые литераторы прошлого – Пушкин, Крылов, Гнедич и многие другие.

Дар Ланжерона

Два выступления на встрече за «круг­лым столом» как раз и были посвящены усадьбе «Приютино». Первый директор музея Л.В. Тимофеев вспомнил, как создавалось это учреждение культуры, правда, при этом выразил сомнение в том, что «размещение музея в бывшей усадьбе гарантирует сохранение исторической памяти».

Диссонансом этому пессимистическому выступлению прозвучала информация главного хранителя «Приютино» Н.М. Антоновой, вызвавшая у собравшихся несомненный интерес. Нина Михайловна рассказала о новых поступлениях в музеи Санкт-Петербурга от потомков Олениных. После прохождения обязательных формальностей некоторые из этих уникальных экспонатов пополнят и коллекцию музея-усадьбы «Приютино».

Памятные вещи, о которых идет речь, сохранились в семье Дмитрия Николаевича Ланжерона – праправнука А.А. Олениной. В 1840 году Анна Алексеевна Оленина вышла замуж за Федора Александровича Андро де Ланжерона, сына графа Александра Федоровича де Ланжерона, приехавшего в Россию из Франции в 1799 году, во времена Екатерины Второй.

Бесценные реликвии попали к Дмитрию Николаевичу, который в настоящее время проживает с семьей в США, от его матери Светланы Романовны Андро де Ланжерон. Два экспоната – деревянная скульптура и маленькая литография А.Н. Оленина – были сразу переданы в Государственный Эрмитаж. (Кстати, точно такое же скульптурное изображение Алексея Николаевича, только большего размера, находится в «Приютино»).

А коллекция нашего музея-усадьбы пополнилась великолепными экспонатами, которые еще ждут своих исследователей. Правда, титульный лист и страницы дневника Анны Олениной нуждаются в основательной реставрации, поскольку хранились в неидеальных условиях. Известно, что в 1936 году этот дневник был опубликован внучкой Анны Алексеевны – Ольгой Николаевной Оомъ тиражом в 200 экземпляров в Париже.

В числе последних поступлений также карандашный портрет Анны и Варвары Олениных, нарисованный О. Кипренским в 1812 году (29,5х31,5 см) и групповой портрет, на котором изображены А.А. Оленина и две девушки (28,5х35,5 см). По одной версии, это фотография с портрета К.К. Гампельна, представленного на Таврической выставке 1905 года – тогда вместе с Анной Олениной подруги Мария и Изабелла Симпсон. Есть и другая версия: работа является авторской копией знаменитого портрета В. Гау, который находится в экспозиции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. И тогда вместе с Анной Алексеевной изображены сестры Л.Д. и А.Д. Блудовы.

На последнем экспонате хочется остановиться подробней, тем более что рассказ Нины Михайловны Антоновой о даре Дмитрия Лонжерона получил неожиданный отклик в другом выступлении, которое тоже прозвучало на встрече в «Академическом музеуме».

Брамин в Приютине

Сотрудник НИМ РАХ Елена Альбертовна Плюснина решила удивить собравшихся историей альбома одного талантливого художника, которого всю жизнь опекал председатель Академии художеств А.Н. Оленин. Выпускник Академии Михаил Тиханов (в другом написании – Тихонов) по рекомендации Алексея Николаевича в качестве художника совершил кругосветное путешествие в составе научной экспедиции во главе с капитаном В.М. Головниным на военном шлюпе «Камчатка» (1817–1819 г.г.). Удивительные документальные зарисовки всего увиденного в этом путешествии составили целый альбом, представляющий не только художественную, но и научную ценность. Комментарии Е.А. Плюсниной к этому альбому вызвали большую заинтересованность участников «круглого стола».

В завершение своего рассказа Елена Альбертовна показала рисунок, на котором художник Тиханов изобразил экзотическую фигуру – индуса в загородном доме А.Н. Оленина, выразив сожаление, что нахождение оригинала работы неизвестно. Велика была ее радость, когда Н.М. Антонова сообщила, что оригинал рисунка размером 19х27,2 см недавно был передан Дмитрием Ланжероном Государственному Эрмитажу. На нем надпись: «рис. Тихоновъ в прiютине в 1817(?)…», остальное – неразборчиво: «Брамин Нам Джоги Алан».

Этого совершенно замерзшего и обессиленного индуса Алексей Николаевич Оленин увидел где-то в Петербурге на набережной Фонтанки и, как человек большой доброты, пожалел, привез в свой загородный дом, где индус прожил одиннадцать лет.

Просветитель

Нужно отметить, что столь же интересными и очень информативными были выступления и других участников «круглого стола», посвященные деятельности А.Н. Оленина как президента Императорской Академии художеств.

В.-И. Трояновна Богдан (Ним РАХ) рассказала о том, какого расцвета достигла Академия художеств под руководством Алексея Николаевича, о его административной деятельности, о тех преобразованиях, которые позволили подготовить в стенах этого замечательного учреждения культуры целую плеяду выдающихся российских скульпторов и художников.

В содержательном докладе сотрудницы Государственного Русского музея О.А. Кривдиной речь шла о том, какую роль сыграл Алексей Николаевич Оленин в развитии такого направления русского искусства, как скульптура. Поощряя скульпторов, он никогда не забывал и о литейщиках, которые подняли литейное мастерство в России на небывалую высоту.

Страстный поклонник античного искусства, А.Н. Оленин тем не менее включил в академическую программу русскую историю, отобрав для учеников Академии малоразработанные сюжеты. А.Н. Оленин считал, что без знания анатомии художники и скульпторы не смогут достичь вершин мастерства, поэтому пригласил в Академию на преподавательскую работу выдающегося хирурга, профессора анатомии И.В. Буяльского, который создал для студентов даже специальный бронзовый анатомический фантом – он, кстати, служит, до сих пор.

Президент Академии художеств ценил и любил талантливых студентов, многие из них благодаря его поддержке смогли продолжить образование за границей. В завершение своего выступления О.А. Кривдина рассказала о том, как воплотили скульпторы в своем творчестве облик А.Н. Оленина.

Сотрудница Государственного Эрмитажа Е.М. Андреева посвятила свой доклад деятельности А.Н. Оленина по сохранению академической коллекции гипсовых «антиков», которой он по праву гордился, постоянно пополнял и считал драгоценной частью собрания Академии художеств.

Хочется выразить огромную благодарность Научно-исследовательскому музею Российской Академии художеств за организацию этой замечательной встречи, за трепетное отношение к А.Н. Оленину, за память о нём, которая, кажется, живет в каждом уголке этого старинного здания, охраняемого сфинксами, на Университетской набережной, 17.

Ольга ЛАЗАРЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code