Отзвук минувшей войны

Недавно петербургскому поисковому отряду «Суворов» посчастливилось найти фрагменты немецкого танка «Тигр» с серийным номером «1», поиски которого продолжались на территории Кировского района в течение нескольких лет.

«Машина прорыва»

Чтобы оценить значимость этой находки, необходимо вспомнить события более чем семидесятилетней давности, когда наша страна вела тяжелую, кровопролитную войну с фашистской Германией. Яростное сопротивление Красной Армии подстегнуло работу немецких военных предприятий по созданию сверхоружия, которое бы позволило добиться быстрой победы над русскими.

Разработка мощных и маневренных танков началась в Германии еще до объявления Советском Союзу войны, в рамках программы Panzerkampfwagen VI, в январе 1937 года. Заказ на проектирование новой боевой машины под условным названием Durchbruchwagen («машина прорыва») получила фирма Henkel. Одновременно над проектом нового танка работала другая фирма – Porsche.

В мае 1941 года Гитлер, недовольный результатами работы, поставил перед конструкторами задачу срочно разработать танк, который бы мог стать ударной силой танковых соединений немецкой армии. Для этого машина должна была не только обладать повышенной огневой мощью и быть неуязвимой для противника. Каждое танковое соединение предполагалось оснастить двадцатью такими танками. Заказы получили обе фирмы: «Порше» – на разработку танка c 88-мм пушкой, «Хенкель» – на танк с пушкой с коническим стволом. Оба производителя должны были изготовить прототипы к маю-июню 1942 года. Времени было отпущено немного, а конструктивных проблем хватало – в ходе реализации проекта то и дело возникали разного рода технические трудности.

В день рождения фюрера, 20 апреля 1942 года, танки фирм «Порше» и «Хенкель» в ставке «Волчье логово» были показаны Гитлеру. Сравнительные испытания на маневренность прошли в пользу «хенкелевской» машины VK 4501 (Н). Последующие испытания на полигоне Берка к тому же выявили у «поршевского» танка серьезные конструктивные недоработки, поэтому комиссия приняла решение в пользу танка фирмы Henkel. В августе 1942 года началось серийное производство этой модели, хотя многочисленные доработки продолжались и в последующие годы.

Для танков «тигр» в немецкой армии была создана новая тактическая единица – тяжелый танковый батальон, действовавший как самостоятельно, так и в составе других соединений вермахта. Первыми получил «тигры» в августе 1942 года 502-й батальон.

23 августа, ранним утром, четыре боевых машины с устрашающим названием «тигр», во исполнение прямого указания Гитлера, весьма, как считают военные эксперты, поспешного (техника была «сыровата»), на железнодорожных платформах отправили на фронт.

29 августа личный состав первой роты с боевыми машинами выгрузился на станции Мга. В ходе движения по болотистой местности практически сразу же у танков начались поломки: у двух из них «полетели» коробки передач, у третьего от перегрева загорелся двигатель. Ночью «тигры» были отбуксированы в тыл, где заводские механики, сопровождавшие колонны, до 15 сентября занимались их ремонтом.

21 сентября первая рота 502-го танкового батальона была передана в подчинение пехотной дивизии, а 22-го числа танки пошли в атаку, но на узкой лесной дороге попали под огонь советской противотанковой артиллерии. Три «тигра» по техническим причинам вышли из строя и были эвакуированы, а четвертая машина, поврежденная, осталась на нейтральной полосе и стояла там целый месяц, пока не была взорвана по личному указанию Гитлера.

История «тигров» на этом не завершилась – в ходе войны они многократно дорабатывались, совершенствовались и оставались очень мощным оружием противника. А взорванный «тигр» из первой «четверки», отправленной под Ленинград, так и лежал в нашей земле, пока его не обнаружили поисковики.

Находка на Синявинских высотах

О том, как это произошло, рассказал Виктор Соболев, заместитель председателя Коломенской городской общественной организации «Поисковый отряд «Суворов», руководитель филиала в Санкт-Петербурге. Этот отряд с 1996 года занимается поисковыми работами в Кировском районе Ленинградской области – на Невском «пятачке» и на Синявских высотах.

– Место, где был подорван один из первых «тигров», – рассказывает Виктор, – мы нашли случайно, в ходе работ по поиску и перезахоронению останков бойцов и командиров РККА, погибших и пропавших без вести в первую и вторую Синявинские операции по деблокаде Ленинграда, – обе они были неудачными для наших войск.

Нам была известна лишь общая информация, опубликованная в журнале боевых действий 502-го тяжелого танкового батальона вермахта. В треугольнике, образованном урочищами Первый эстонский поселок, Гайтолово и Тортолово, в смешанном лесу, где преобладают болотистые низины и небольшие высоты, мы обнаружили заржавевшие остатки танка.

После того как были найдены первые фрагменты, мы решили замерить рулеткой толщину брони. Толщина была 100 мм, это указывало на то, что находка оказалась куском лобового листа «тигра». На этом участке боевых действий толщина такой брони была лишь у этих машин. Когда стало понятно, что мы нашли вероятное место подрыва первого «тигра», обследовали этот участок плотней. Через несколько дней по наибольшему количеству больших и мелких обломков был найден эпицентр подрыва тяжелой машины.

К сожалению, из-за относительной доступности этого места крупные фрагменты танка в послевоенное время, считает наш собеседник, скорее всего, были вывезены бригадами по сбору металлолома. Но и то, что сохранилось, представляет большой интерес. Поисковики обнаружили два донных люка для слива топлива, который устанавливался на днище «тигра», на котором выбит серийный номер 250001, – а это номер одной из первых немецких машин, известных под именем «тигр».

Виктор Соболев дал ссылки на интернет-сайты, где содержатся технические характеристики этой модели. Там, в частности, говорится, что «предпроизводственный прототип (номер 250001) был единственным «тигром», оснащенным передвижным бронелистом, который, в зависимости от положения, закрывал траки или верх корпуса. Танки с серийными номерами с 250001 по 250020 оснащались траками Kgs 63725120, отличительной особенностью которых было то, что они являлись зеркальными друг другу.

Из найденных фрагментов поисковикам удалось собрать передний лобовой стомиллиметровый лист, где крепился пулемет и находилась смотровая щель механика. Кроме того, они обнаружили фрагменты башенного погона, маски орудия, части самого орудия, люк механика водителя и подорванный боезапас танковой 88-миллиметровой пушки.

Эту уникальную находку поисковики передали в частный музей «Битва за Ленинград», который находится в микрорайоне Южный города Всеволожска. Руководство музея предоставило журналистам возможность посмотреть на сохранившиеся фрагменты знаменитой боевой машины, созданной «сумрачным германским гением», – самого грозного танка Второй мировой войны.

«Весь коллектив, участвовавший в поисках, был рад, что нам удалось приоткрыть еще одну тайну нашей военной истории», – говорит Виктор Соболев. А благодаря поисковикам и мы приоткрыли для себя эту неизвестную страничку героической эпопеи по освобождению Ленинграда. Спасибо!

Нина УСТИЧЕВА

Фотоснимки предоставлены Виктором СОБОЛЕВЫМ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code