Юбилейный Цейский вальс

20 июня текущего года исполнилось бы 80 лет человеку, имя которого в бардовском сообществе знают все. Ни один туристский слёт, ни один фестиваль авторской песни (а их в нашей стране и за её пределами более трёхсот в год!) не проходит без песен Юрия Визбора. Он ушёл из жизни 17 сентября 1984 года. Его нет с нами уже 30 лет и целый месяц. В своей последней в жизни песне «Цейский вальс», написанной в альпинистском лагере «Цей», расположенном в ста километрах от Владикавказа на высоте 2 000 метров над уровнем моря, он выдохнул: «…Если ж уйдём, то уйдём обязательно с верой…» Он и ушёл с верой в то, что будет звучать в этих горах его негромкий проникновенный голос…

И он звучит. 10 лет назад директор альплагеря «Цей» Игорь Абаев и выпускница СГК им. Собинова, артистка симфонического оркестра Северо-Осетинской филармонии Анна Евдокимова придумали и учредили фестиваль авторской песни памяти Юрия Визбора «Цейский вальс», и он за эти годы стал местом встречи бардов не только из нашей страны. И не мудрено: заснеженные горные вершины, вековые ледники, дающие жизнь бурным студёным рекам, ни с чем не сравнимый высокогорный листопад и, конечно же, – люди. В этих сказочных местах побывали тысячи и тысячи любителей авторской песни. А в этом, юбилейном для фестиваля, году организаторы придумали и провели особую акцию: возле памятника Юрию Визбору, выполненному в виде бронзовой гитары, заложили символическую стену, в которую были установлены именные камни присутствовавших на фестивале известных бардов Юлия Кима, Валентина Вихорева и Владимира Шемшученко, всеволожского поэта и сотрудника  нашей газеты. В этот же день была торжественно установлена мемориальная табличка у комнаты в гостинице, где в марте 1984 года Юрий Визбор написал знаменитый «Цейский вальс».

Этот фестиваль отличается от других, в том числе, и тем, что он нацелен на серьёзную индивидуальную работу с желающими повысить свой  профессиональный уровень. В течение десяти дней на фестивале работали творческие мастерские по технике стихосложения, игре на гитаре, исполнительскому мастерству и даже живописи и графике. Уже несколько лет из Владикавказа специально приезжают учащиеся художественных школ, чтобы встретиться с известным петербургским автором-исполнителем и художником, членом Союза художников России Александром Тимофеевым, который, как правило, ведёт детей «на этюды», передавая им своё мастерство. Не меньший интерес вызывают у участников фестиваля уроки игры на гитаре, проводимые председателем Союза гитаристов Санкт-Петербурга Сергеем Ильиным. С уверенностью можно сказать о том, что работа мастеров приносит свои плоды. К примеру, в этом году впервые за десять лет на фестивале в рамках песенного  был проведён и поэтический конкурс, поскольку организаторы фестиваля и члены жюри после предварительного прослушивания посчитали возможным представить стихи участников на суд зрителей.

Событием фестиваля также стал и выезд группы авторов-исполнителей в Цхинвал. Трудно подобрать слова, чтобы описать путешествие по Транскавказской магистрали через Главный Кавказский хребет. Но здесь нужно сделать небольшую паузу и остановиться в горном ауле Нар, где 155 лет тому назад родился основоположник осетинской литературы, поэт Коста Хетагуров. Сейчас в этом заповедном месте между двух рек стоит памятник поэту, а в небольшом отдалении находится его дом-музей. Отрадно, что торжества по поводу 155-летия со дня рождения Коста Хетагурова 15 октября) пришлись на дни проведения фестиваля.

И вот, наконец, перевал и Рокский тоннель, проложенный под горой Сакс; он соединяет Северную и Южную Осетии. Именно он был основной целью грузинской армии в 2008 году. Если бы его удалось захватить, то Грузия бы навсегда решила «осетинский» вопрос, и после карательной операции «Чистое поле» (на счёт поля не уверен) горы и долина были бы от людей «очищены». Не вышло. И в подтверждение провала этой позорной акции  (чтобы все видели!) на горе огромными белыми буквами жители Южной Осетии начертали: «Спосибо, РОССИЯ». Это «Спосибо» тронуло всех.

А дальше был Цхинвал. Шесть лет прошло, а (даже в центре города!) дома всё ещё в «оспинах» от пуль, снарядов и осколков. Многие железные ворота в домах зияют пробоинами. А город живёт и с радостью аплодирует авторам-исполнителям. После концерта я случайно услышал, как пожилые люди обменивались впечатлениями; тёплый ветерок донёс до меня обрывок фразы: «Как в старые, добрые времена…» И эти слова здесь значат немало.

В Осетии чтят старших,  свою историю,  традиции,  своих богов. Когда я первый раз ехал на этот фестиваль, меня очень удивил выложенный из цветных камней на отвесной скале у дороги Иосиф Сталин в мундире генералиссимуса. Не менее удивительным для меня оказалось и то, что каждый фестиваль авторской песни «Цейский вальс» открывается под звуки Гимна СССР. Со временем я понял: эти горы не любят резких изменений; здесь даже громко говорить не принято по вполне понятным причинам. И сторожит эту звенящую над альплагерем «Цей» тишину и покой, погрузив ноги в хрустальную реку Цейдон, величественный каменный, подпирающий облака Монах.

До свидания, Монах. До свидания, «Цей». Х фестиваль авторской песни «Цейский вальс» умчался  по водам Цейдона на встречу с грозным Тереком.

Осталось лишь поблагодарить организаторов фестиваля за 10 дней счастья и произнести тёплые слова в адрес замечательного человека Батраза Белаонова, без деятельного участия которого фестиваля «Цейский вальс» могло бы и не быть.

Владимир КАМЫШЕВ

На снимке: жюри фестиваля «Цейский вальс»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code