Профессии не изменяла

В успехах даже самых одаренных учеников – большая доля учительского труда, кропотливой многолетней работы, самоотверженной и очень трудной. Гулия Азатовна Мамбетова семь лет вела к победе во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе свою ученицу Валерию Лазареву. Способная девушка, гордость педагога, в этом году поступила на факультет журналистики СПбГУ.

Выбрали свой путь в жизни и ее одноклассники, выпорхнувшие этим летом из школы, но еще долго будет сохраняться незримая нить между учителем и учениками, еще не раз забегут они в родные пенаты, чтобы рассказать о своих успехах, попросить мудрого совета, заручиться поддержкой.

А Гулия Азатовна, учитель Всеволожской школы № 6, проводив очередной выпускной класс – уже шестой в ее жизни, взяла под свое крыло пятиклашек – шумных, подвижных непосед, чтобы научить их премудростям русской грамматики, привить любовь к родной литературе. Такие же задачи ставили перед собой поколения ее предшественников, учителей словесности, но с каждым новым школьным набором добиваться поставленной цели все сложней. Чтение книг давно уже перестало быть любимым занятием школьников, и лишь пятнадцать процентов учеников в классе, по словам Гулии Азатовны, являются постоянными читателями и интересуются художественной литературой помимо школьной программы.

В этих условиях учитель-филолог возлагает на себя непростую и очень благородную миссию: прививая детям уважение к русскому языку и русской литературе, он заботится о сохранении национальной культуры. «Любовь к литературе, – считает Г.А. Мамбетова, – все-таки закладывается в семье. – Если ребенок пришел в школу читающим и читал дома не комиксы, а русские народные и литературные сказки, детскую классику – значит, уже было положено начало литературному образованию».

Читающий ребенок – это еще и грамотный ученик, взаимосвязь очевидна. У таких школьников практически не бывает проблем с правописанием, русский письменный дается им легко, русский устный обычно хорошо развит.

Самое удивительное, что сама Гулия Азатовна до семи лет разговаривала только на своем родном татарском языке. Первое слово на русском она произнесла в семь лет, когда семья переехала из деревни в город. В Орске девочка пошла в русскую школу и за год настолько хорошо освоила новый для нее язык, что окончила первый класс с похвальным листом. Училась она с удовольствием, а вопроса о будущей специальности никогда даже не стояло – любовь к педагогике передалась ей от мамы, школьной учительницы. «Себя я видела только в этой профессии», – признается Гулия Азатовна.

Педагогический институт имени Т.Г. Шевченко она окончила в Ор­ске, а потом вместе с мужем-офицером уехала в Московскую область, в город Солнечногорск. Там работала в школе № 1, которая находилась рядом с родовой усадьбой Александра Блока – Шахматово – и носила имя поэта. В школе царила творческая атмосфера, был настоящий блоковский музей – и такое прикосновение к личности поэта оставило у нее самые яркие воспоминания на всю жизнь.

Несколько лет было отдано средней школе № 410 в городе Пушкине, а потом начался самый длительный по времени этап профессиональной биографии Г.А. Мамбетовой – работа во Всеволожской общеобразовательной школе № 6. Здесь, в микрорайоне Южный, она вот уже двадцать лет живет со своей семьей, а вторая семья, по ее собственному признанию, – это школьный коллектив.

– Что вам ближе – русский язык или литература, Гулия Азатовна? Ведь эти учебные предметы требуют разных индивидуальностей. Литературу преподают люди более творческие, русский язык предполагает наличие других качеств – системности, упорядоченности.

– Мне оба предмета нравятся. Не могу выделить, какой из них больше. Они для меня на равных и отношение к ним одинаковое. В плане личностных качеств я человек организованный и в преподавании литературы упор тоже делаю на системность. Чтобы у школьника была основательная образовательная база, необходима система.

Гулия Азатовна приучает быть организованными и своих учеников. Вот только один пример. В пятом классе они заводят две небольшие тетрадки, где ведут учет своих ошибок, заносят планы разборов, таблицы, схемы. Эта самостоятельная работа поставлена на контроль у учителя и наиболее добросовестных родителей, помощь которых особенно ценится педагогами. Тетрадки эти заполняются в течение всех лет обучения и очень помогают при подготовке к ЕГЭ.

У каждого учителя за годы работы набирается множество личных наблюдений, педагогических находок, профессиональных секретов. Опыт – это методический багаж, которым учителя делятся со своими коллегами на конференциях, используют при подготовке докладов во время обучения на курсах повышения квалификации в Ленинградском областном институте развития образования.

– Работы учителю и без того хватает: планы, уроки, воспитательные мероприятия, родительские собрания. А от вас еще и теоретических разработок требуют…

– Правильно, а как без этого?! Когда от нас этой работы требуют, хотим мы этого или нет, но начинаем анализировать свою работу, видим свои пробелы, у кого-то что-то заимствуем.

Вы знаете, я сделала для себя важное наблюдение: в методике преподавания новое – это хорошо забытое старое. Меняется только терминология, а суть остается прежней. Мы возвращаемся к тому, чему нас учили в институте еще в советские времена и от чего мы долго пытались уйти в перестроечные годы. Жизнь вернула нас к истокам – к тому, с чего мы начинали.

Общий педагогический стаж Гулии Азатовны Мамбетовой составляет тридцать лет. Ее ученики уже стали родителями и водят в школу собственных детей. А у их учительницы подрастают двое внуков от двух взрослых дочерей. Старший – второклассник, учится в той же школе, где работает его бабушка. С семи часов утра до семи часов вечера мальчик находится под ее опекой: вместе идут утром в школу, вместе возвращаются домой. Целый день не расстаются – и на кружки бабушка водит внука, и гуляет с ним, и в шахматы играет.

Только в семь вечера она сдает полномочия по воспитанию ребенка дочери, а сама садится за подготовку уроков: проверяет тетради, пишет планы. Своими старыми записями Гулия Азатовна принципиально не пользуется и каждый свой урок разрабатывает заново. Меняется время – дети тоже становятся другими. Поэтому и уроки не должны повторяться, считает педагог.

– Как вы выдерживаете такую нагрузку? Не хочется ли отдохнуть после стольких лет напряженной работы?

– Пока еще есть желание по утрам идти в школу. Когда пойму, что устала, не буду заставлять себя. Последние два года было очень тяжело, на пределе сил работала – выпускной класс все-таки. А теперь взяла пятый класс, и силы вроде бы возвращаются. Отдохнула – и снова могу работать!

За свой труд учитель русского языка и литературы Г.А. Мамбетова неоднократно награждалась Грамотами Комитета по образованию и Благодарностями Администрации Всеволожского района. Но это официальное признание ее заслуг, а признание коллег выразила директор Всеволожской школы № 6 И.П. Федоренко: «Отзывчивая, всегда доброжелательная с детьми. Очень тактичный человек, профессионал с большой буквы. Кроме благодарности и похвальных речей, сказать о Гулие Азатовне ничего не могу».

Нина УСТИЧЕВА

На снимке: Г.А. Мамбетова с учениками.

Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code