Музеи нужны только энтузиастам?

Каждый год на базе областного центра развития дополнительного образования «Ладога» проходит смотр-конкурс юных экскурсоводов музеев образовательных организаций. В этом году ученица из Токсовского центра образования Варя Павлова и ученик из Рахьинского центра образования Дима Бардаков, каждый в своей номинации, заняли 2-е место по Ленинградской области. 20 марта в Разметелево они успешно представили свои презентации. Дима Бардаков прочитал сообщение, посвященное истории посёлка Рахья, «С чего начинается Родина?» Вера Васильевна Пономаренко (руководитель школьного кружка «Музейная педагогика» в Рахьинском центре образования) получила похвальную грамоту «За хорошую подготовку юных экскурсоводов».

Музей Рахьинского центра образования имеет два филиала. Недавно я их посетила, чтобы убедиться, как школьные музеи влияют на воспитание любви к малой родине. Один из этих филиалов находится в посёлке Рахья, в здании средней школы. Рахьинская СОШ давно борется за право носить имя Героя Советского Союза А.Т. Севастьянова, в ней обучался также Герой России лётчик Валерий Стовба. Сейчас здесь, в Комнате боевой славы, оформлены прекрасные стенды, посвящённые им. На витрине под стеклом лежат фрагменты самолёта МиГ-3, которые были найдены на месте гибели Алексея Севастьянова. Однополчане пограничника Валерия Стовбы подарили музею макет пограничного столба. На столе стоит подлинный фонарь путевых обходчиков и, показывая его, руководитель кружка рассказывает, что во время войны Рахья была важным железнодорожным узлом. Имеются и другие интересные экспонаты, например газета «Торфяник» за 1947 год.

Школьные музеи тесно связаны с учебно-воспитательным процессом, они предоставляют ученикам хорошую возможность проявить свои творческие способности. В кружке «Музейная педагогика» В.В. Пономаренко учит детей писать статьи на историческую тему. Например, Настя Любавина в этом году написала прекрасный материал про малолетних узников концлагерей, который назывался  «Справедливость срока давности не имеет». Ученики прекрасно читают стихи во время мероприятий. Например, многим нравится, как Луиза Геворкян исполняет стихотворение Анатолия Молчанова «Баллада о кукле». В архиве Комнаты боевой славы Рахьинской СОШ хранится материал по истории школы и посёлка Рахья, фотографии всех директоров школы и многих учителей, сведения о династиях педагогов. Есть также сведения о названиях  улиц посёлка. Например, улица Веры Кузнецовой была названа в честь местной учительницы, которая в годы войны стала работать на торфодобыче и добилась больших результатов. Сейчас трудовой подвиг Веры Кузнецовой почти забыт, и только в школьном музее дети узнают о нём.

Другой филиал этого музея находится в посёлке Ваганово, в здании средней школы. Он называется «Музей боевой славы имени Краснознамённой Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства». Слава о нём давно уже вышла за пределы Ленинградской области. В 1973 году на Всероссийском слёте победителей смотра школьных музеев он занял первое место среди Музеев боевой славы и получил грамоту от Центрального музея Советской армии ВДНХ. Сейчас этим филиалом занимается преподаватель МОУ «Вагановская СОШ», руководитель кружка дополнительного образования «Музейное дело»  Ольга Владимировна Квас.

В 2015 году будет отмечаться юбилей – 110 лет со дня основания Вагановской СОШ. Конечно, мне было интересно узнать, как музей готовится к такому событию. Перед визитом в школу я вспомнила встречу с одним из бывших руководителей Вагановского музея – Евгенией Васильевной Дороховой (ныне покойной). Дочь Евгении Васильевны обучалась в Маяк-Осиновецкой начальной школе, и когда в 1961 году учитель этой школы Т.Н. Наумова организовала кружок красных следопытов, Е.В. Дорохова стала активно ей помогать. Сначала ученики под руководством взрослых ухаживали за братскими могилами, которые находились в местном лесу, иногда в болоте. На могилах сохранились надписи с фамилиями погибших моряков экипажей сторожевых кораблей «Пурга» и «Конструктор». Ребята стали искать родственников этих погибших. Оказалось, что большинство семей получили извещения о том, что их близкие пропали без вести. Стали искать очевидцев событий, которые в конце 20 века ещё были живы. Они рассказали ребятам о том, как погибали моряки, поведали о боевых действиях своих кораблей в годы Великой Отечественной войны. С 1965 года ребята из Осиновца были переведены на учёбу в Вагановскую восьмилетнюю школу, где в декабре 1966 года на базе собранных ими материалов был создан целый музей. В 1969 году следопыты Вагановской школы участвовали в перезахоронении погибших моряков в одно братское захоронение «Ладожский курган». К этому памятнику стали съезжаться ветераны Краснознамённой Ладожской флотилии. Евгения Васильевна Дорохова рассказала мне, как однажды сюда приехала женщина из дальнего уголка России. Ей прислали извещение, что её единственный сын, который до войны был курсантом военно-морского училища, пропал без вести. В результате переписки с архивами Министерства обороны женщина узнала, что в 1942 году курсантов погрузили на военное судно в Осиновецком порту, и дальше их следы затерялись. Женщина решила, что материнское сердце подскажет ей, в каком месте лежит её сын, и пешком она обошла весь берег вокруг Ладожского озера. Но ничего не подсказало безутешное сердце. И тогда она обратилась к школьникам-следопытам. Через несколько лет в результате кропотливой работы им удалось установить, что военное судно, на котором по озеру шли курсанты, попало под обстрел. Оно затонуло в центре Ладоги. Никто из курсантов не смог спастись. Активисты из Вагановской СОШ и сами трижды обходили вокруг Ладожского озера, собирая ценные материалы. О каждой такой истории писали местные и центральные советские газеты. Вырезки из газет бережно хранились в музее. Некоторые из них были отправлены на выставку на ВДНХ и оттуда не вернулись…

Итак, в начале июня вместе с маленькими участниками детского пришкольного лагеря Рахьинского центра образования я отправилась в Ваганово. О.В. Квас провела в музее экскурсию для детей. К моему удивлению, дети уже хорошо знали некоторые экспонаты и очень живо реагировали на то, что им рассказывала Ольга Владимировна. Было видно, что им в этом музее интересно.

Сейчас в Музее Краснознамённой Ладожской флотилии хранится свыше 833-х экспонатов, некоторые из них – уникальные. Например, костюм водолаза первой половины 20 века. Этот костюм часто путешествует по различным музеям и выставкам, потому что другого такого больше нигде нет. Здесь также находятся красивые стенды, например, о военной операции на острове Сухо, о Тулоксинской десантной операции, которой в июне 2014 года исполнилось 70 лет, о первой в СССР женщине-водолазе Нине Васильевне Соколовой и другие. Эти стенды были сделаны стараниями бывшего руководителя музея И.В. Илюшиной и депутата муниципального образования «Кронверкское» А.Ф. Слизского (который сам когда-то обучался в Вагановской школе и теперь решил ей помочь). По-прежнему стоит витрина из красного дерева, которую когда-то музею подарили работники Смольного. Этой витрине больше 100 лет, она помнит Октябрьскую революцию. В Вагановской СОШ также хранится блокадный дневник ленинградского артиста А.Д. Бениаминова. Из этого дневника мы узнаём, что во время блокады в Ленинграде работало шесть театров. («Смех нас спасал», – писал актёр). А недавно в музей поступил новый экспонат – пистолет системы «наган». В его барабане сохранились почти все пули, только одна отсутствует. Детям было предложено написать сочинение о том, куда, по их предположению, была потрачена пуля. 100 человек приняло участие в конкурсе, сочинения были самые неожиданные…

В числе других экспонатов в музее есть старые фотографии. Они настолько уникальны, что недавно студенты Института кинематографии, которые в качестве своей дипломной работы снимали документальный фильм об Осиновецком маяке, приезжали, чтобы скопировать фотографии из сельской школы. Снимки за 50 лет, конечно, пожелтели. Сказалось прямое попадание лучей солнца и перепады температур. Необходимо сделать с них хорошие копии.

Архив музея также нуждается в оцифровке. С января 2014 года  Музей боевой славы имени Краснознамённой Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства находится в реконструкции. Уже был проведён ремонт. Благодаря помощи местных депутатов в музее появилась современная мебель. Ожидаются новые поступления, в том числе прибудет специальный шкаф для водолазного костюма. Появились спонсоры, которые обещают помочь с реконструкцией уникального макета, изображающего Осиновецкий маяк во время войны. Так и должно быть – успех школьного музея гарантирован тогда, когда о нём начинают заботиться местные жители. Силами одной школы поднять музей до профессионального уровня невозможно. Ему необходимы компьютер, интерактивная доска, свой фотоаппарат.

Сейчас одна из главных государственных задач – спасти для молодого поколения ускользающие и исчезающие духовные ценности.  А пока, к сожалению, сохранение нашей истории лежит на плечах энтузиастов.

Людмила ОДНОБОКОВА

На снимке: ученики Рахьинской СОШ вместе со своими наставниками по музейному делу.

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code