Садоводство – опора семьи

Каждая вторая семья в России имеет прямое отношение к земле и садоводству-огородничеству, потому что владеет или загородным домом, или теми самыми «урожайными шестью сотками», выделенными для поддержания личной продовольственной программы ещё во времена СССР. «Садоводство – опора семьи», – считает председатель Межрегиональной общественной организации «Союз садоводов, огородников и дачников Санкт-Петербурга и Ленинградской области», депутат Государственной думы 5-го созыва В.И. ЗАХАРЬЯЩЕВ. Мы попросили ответить его на вопросы читателей.

– Василий Иванович, вы сами себя не то в шутку, не то всерьез называете «главным идеологом партии садоводов страны». Какой смысл вы вкладываете в это понятие и что вам удалось сделать за последние годы для этих самых садоводов страны, которых, конечно же, немалая армия?

– По самым скромным подсчетам, в России 20 миллионов дачно-садовых участков, а если прикинуть, что семья у нас в среднем состоит из трех человек, то получатся более 60-ти миллионов. Огромная армия, вооруженная граблями, лопатами и вилами.

– И с кем воюем?

Все с тем же: с чиновничьим произволом, с «мозговой темнотой», как я говорю, с несовершенством законов, которые явно пишут люди, далекие от жизни на земле. И кое-что у нас получается. С большим успехом в марте этого года в БКЗ «Октябрьский» прошел впервые в истории России новый праздник – «Дом садовода – опора семьи». Программу с этим названием нам удалось, и, в частности, мне, как депутату Государственной думы и члену фракции «Единая Россия», провести через Государственную думу. И она была принята к действию как партийная программа в 2011 году.

– Василий Иванович, что дает рядовым садоводам эта программа? И в чем вы видите дальнейшее развитие садоводческого движения?

– Вы знаете, я почти 15 лет возглавлял Союз садоводов России, работал в различных властных структурах, связанных с сельским и лесным хозяйством, за это время понял, что национальная идея рядышком, что сердца людей заняты землей на самом деле. Что такое эти самые шесть соток для пенсионеров – объяснять не надо, они для них порой не только отдушина, а и сама жизнь. Эти дачные участки продлевают жизнь нашим старикам, и очень бы не хотелось, чтобы проблемы, которых в садоводческих товариществах и кооперативах предостаточно, сокращали их годы.

Поэтому задача этого проекта – комплексное решение проблем садоводов, создание цивилизованных садоводческих поселений с развитой инфраструктурой по всей стране. Что же касается нашего, Ленинградского Дома садоводов, то мы уже начали выпускать социальную карту садовода, которая послужит членским билетом в программу «Дом садовода – опора семьи». Такая карта предусматривает целый набор мер социальной поддержки землевладельцев. Также по ней можно будет получать скидку в магазинах члена кооператива ООО «Семейный капитал. Продовольственные товары». На натуральные и вкусные продукты. Эта «Карта садовода» поможет приблизить к нам кооперативное движение, сплотить нас в кооперацию 21 века, потому что цели и задачи у нас – общие.

– А в чем выражается государственная поддержка этой программы?

– В свое время В.И. Матвиенко одной из первых откликнулась на нужды ленинградских садоводов, поддержав их миллиардом рублей. Правда, мы освоили этот миллиард почти за десять лет. Ежегодно выделялось что-то порядка 150 миллионов рублей на нужды садоводов. И хотя Г.А. Полтавченко продолжает линию поддержки садоводов, денег нынче выделено поменьше: всего 130 миллионов рублей. Это и наши дороги, и электричество, и вода, и все остальное, включая социальные проблемы. Вот сейчас в садоводствах Ленинградской области находится 2,5 миллиона человек – треть города перебралась на свежий воздух!

Кто там проживает на просторах Ленинградской области? Прежде всего, ветераны войны, блокадники, пенсионеры и дети, и хоть бы одна копейка была выделена на работу с ними летом! К примеру, на экскурсии, на проведение спортивных мероприятий, на какую-то культурную жизнь – ничего подобного! Я знаю только садоводства в Синявино – «Восход-1» и «Восход -2», это Кировский район Ленинградской области, где очень активные товарищи объединены в садоводствах, и они по своей инициативе проводят летние олимпиады среди детей по футболу. На собственном энтузиазме и за свой счет. Просто молодцы! Не у всех есть на подобное силы и деньги. А ведь люди живут в этих садоводствах от трех до шести месяцев в году, – значит, жизнь и там должна быть полноценной.

В идеале из этих садоводств, а некоторые из них представляют собой город с населением средней величины, должны быть образованы полноценные муниципальные образования со всеми вытекающими функциями, обязанностями и правами. Конечно, это должно быть решено на законодательном уровне. Совсем недавно мы говорили об этом с исполняющим обязанности главы администрации вашего Всеволожского района – Владимиром Петровичем Драчевым. Он встретился с активистами садоводческого движения района и пообещал не только открыть в районе приемную нашего Союза садоводов, но и лично заняться вопросами регистрации права собственности. Мы все получили очень положительный заряд и надежду в результате этого общения.

– Василий Иванович, население Всеволожского района летом увеличивается в несколько раз, по количеству садоводств это, наверное, один из самых густонаселенных районов области, в связи с этим возникает очень много специфических проблем…

– Скажу вам больше! Это самый большой садоводческий район не только в Ленинградской области, но и в России. Да-да! Во Всеволожском районе 900 садоводств вместе с дачными кооперативами, только садоводств 730! Это первое место в России по плотности, так что в так называемый садоводческий сезон проблемы тоже вырастают в разы. Если население района примерно 260 тысяч человек, то летом оно переваливает за миллион. А это колоссальная нагрузка на общественный транспорт, на здравоохранение района, а при этом субъекты-то Федерации разные! Поэтому надо договариваться.

К примеру, колоссальная проблема – мусор, уборка свалок, которая ежегодно неотвратимо встает как в первый раз. Город говорит: эти свалки на территории области, на территории садоводств, а область отвечает: да, но это жители города «насвинячили», простите за выражение. Речь идет, конечно, о несанкционированных свалках, которых расплодилось множество. Эта проблема, к сожалению, стала общим местом для всей области, но Всеволожский район во многих смыслах очень проблемный.

– Но если это самый большой садоводческий массив в России, то и меры поддержки должны быть какие-то особые.

– Мы об этом говорили со всеми предыдущими властями района, предыдущий губернатор прекрасно знал об этом. Александра Юрьевича Дрозденко, как только он возглавил область, я информировал о положении дел. Напомню, что один из первых визитов Дрозденко нанес во Всеволожское отделение Росрегистрации, признал его работу неудовлетворительной, обращался в Москву. Какие-то подвижки положительные, конечно, пошли…

Но трудно навести порядок в отдельно взятом районе, когда такое безобразие по всей России идет, так как несовершенен сам закон о дачной амнистии. Я его изначально, еще работая в Государственной думе, назвал «неудачная амнистия». Что я имею в виду? Люди платят огромные деньги – до 40 тысяч рублей доходит стоимость кадастровых планов, и при этом не зарегистрировать участок в собственность!

Сейчас вообще ввели новое понятие на законодательном уровне: какой вид пользования у вас. Вот мы в конце мая проводили форум садоводов Всеволожского района, представитель Росреестра проинформировал о новшествах. Людям вновь надо писать заявления о внесении изменений в свидетельство о собственности, снова делать кадастровый план, так как раньше не было этого понятия «вид пользования». И легко представить, какой головной болью это обернется для миллионов садоводов.

Еще очень важно знать: многие садоводства Всеволожского района находятся на землях лесного фонда и на землях Министерства обороны – огромные массивы Федерального значения. И что происходит? Сегодня приходит садовод и говорит: «Я хочу зарегистрировать свой участок согласно дачной амнистии в собственность». А ему в администрации того же Всеволожского или любого другого района говорят: «Мы не можем это сделать! Это земли федерального значения. Вот поезжайте в Москву, добейтесь перевода земель из лесного фонда или обороны в земли хозяйственного назначения или в земли поселений, тогда мы вам дадим свидетельство о праве на собственность». Дикая ситуация!

Давайте рассуждать здраво: ну разве может рядовой садовод или даже председатель садоводческого товарищества «пробить» эти министерские стены? Конечно, нет! Этим все-таки должны заниматься администрации районов, Всеволожского ли, Гатчины или Тосно.

– Ну а вы, Василий Иванович, в недавнем прошлом и депутат ГД, и председатель Союза садоводов России, вам в этом качестве удалось что-то сделать?

– Меньше, чем хотелось бы. Хотя я и к Путину не раз лично обращался, и Владимир Владимирович с пониманием отнесся к этим проблемам. Вы представляете, половина владельцев участков в вашем же Всеволожском районе не могут зарегистрировать их в собственность по этой причине, а люди живут там по 30 лет, дома построили, детей вырастили и внуков вырастили, а завтра придет дядя и скажет: «Вы здесь незаконно обосновались!» И снесет их дома!

Мы пишем, мы стучимся во все двери, чтобы эта несправедливость была устранена. Но надо лбом двери прошибать, если уж даже президент дает указания, а на каком-то очередном формальном этапе система начинает крутить в обратную сторону и замотает решение вопроса. Нужно подвиги совершать, самые настоящие подвиги Геракла, чтобы чистить эти авгиевы конюшни во всех смыслах этого слова. Но мы руки не опускаем, поверьте, и будем идти до конца.

– Василий Иванович, и в конце личный вопрос: вы ведь наш земляк в последние 20 лет. Владелец нескольких соток на территории Всеволожского района, если я не ошибаюсь…

– 15 соток и частное домо-владение на Мельничном Ручье. 20 лет назад я продал квартиру и свой образцово-показательный участок в Ломоносовском районе, и мы купили участок во Всеволожске. Дом я построил сам, где сейчас живу с женой и собаками, где резвятся мои трое внуков. За эти 20 лет я его обустроил, привел в то состояние, которое радует не только меня, но даже и моих соседей.

– Что вы любите выращивать больше всего?

– Ой, у нас небольшой сад, но моя слабость – это тыквы! Я просто поражаюсь, как из маленькой семечки вырастает такая… колдобина весом в 30–40 килограммов! Правда, у меня тыквы больше 20 килограммов не вырастали, но и это впечатляет…

Очень люблю огурчики и помидорчики, особенно помидорчики. Как-то купил семена нового сорта, названного в честь космонавта Добровольского, у меня помидорчики вымахали по полкило весом каждая! Все просто поражались.

Но я не устану повторять: труд созидания – это богоугодное дело! Вот у меня актинидия растет, это дальневосточная лиана, стоит стеной в семь метров и вся цветет. Запах просто изумительный… Овощных грядок у меня практически нет, потому что времени маловато. И мне очень нравится идеология нашего выдающегося садовода и овощевода земли ленинградской – Геннадия Ивановича Лебедева, который не раз становился золотым лауреатом выставки «Агрорусь». Геннадий Иванович – проповедник православного садоводства, так он говорит, что душа человека, который занимается садоводством и вообще землей, должна быть чиста нравственно, только тогда будет результат. Так вот у нас таких садоводов большинство, поэтому их личные достижения на своих подворьях – впечатляют.

Беседовала Татьяна ТРУБАЧЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code