«Главное – видеть во всём человека»…

Наш замечательный земляк, глава МО Сертолово в эти дни отмечает юбилей: А.П. Верниковскому 4 мая исполнилось 60 лет. Многие высшие должностные лица области и района поздравили его с этой датой. Самое главное, Александра Павловича поздравляли те, ради кого он работает, – его избиратели, жители города Сертолово. А ещё – почтовые работники. Наш корреспондент встретилась с юбиляром накануне майских праздников и поговорила о жизни, о времени и о судьбе.

«Родительский дом – начало начал»…

…Мне приходилось встречаться с Александром Павловичем Верниковским на протяжении нескольких лет в различных обстоятельствах. Слушать его выступление на научно-практической конференции по местному самоуправлению, видеть на празднике по поводу дня рождения города Сертолово, разговаривать о жизни и о судьбе… Главное впечатление от общения с Александром Павловичем – доброжелательность. Он в любых обстоятельствах настроен на эту волну по отношению к человеку. При этом может быть жестким к тем, кто, по его выражению, «тянет руку к государевой собственности», невзирая на то, чем это ему будет грозить лично. Это характер, это воспитание и это – жизнь. Ее разнообразные и суровые уроки, научившие различать, где заканчивается добро и начинается зло.

Жизнь не особо баловала парнишку из небольшой сибирской деревушки Рямово, где в мире и согласии, а самое главное – в трудовых буднях проживало немаленькое семейство Верниковских. Александр – старший и единственный сын и две младшие сестренки. Родители – обычные рабочие люди. Дед, прошедший всю войну, как говорится, «от звонка до звонка», бабушка работала от зари до зари. В деревне иначе было нельзя. Александр учился хорошо и почему-то очень хотел стать железнодорожником.

– Вот почему-то очень мне нравилась дорога! – рассказывал мне Александр Павлович о начале своей трудовой биографии. – Бесконечные рельсы, которые могли привести в любую точку Советского Союза, и ты в кабине машиниста, и только мелькают города и села за окном… В общем, до армии я получил профессию помощника машиниста электровоза, но поработать мне пришлось совсем немного – пошёл служить. Тогда ведь даже мысли не было, говоря современным языком, «откосить от армии»! Послужить Родине почиталось за честь.

Куда ведут пути-дороги…

Они, как известно, бывают разными. Одни ведут в Рим, другие в Москву… Третьи в места не столь отдаленные. Парню грезились дороги в большой и красивый мир…

Не думал не гадал призывник Верниковский, куда приведут его армейские дороги, но только оказался новобранец-сибиряк в элитных частях. Их, сибиряков, – парней, как правило, крепких духовным и физическим здоровьем, отправили в специальную охрану. Рядовой, а затем и сержант, Верниковский два года стоял в охране Главнокомандующего штаба Военно-Морского флота.

– Это только на первый взгляд кажется, что это такая… легкая работа. На самом деле это тяжелейшая служба! Была такая муштра! Прежде всего строевая, конечно! Потому что именно такие, прекрасно обученные части принимали участие во всех торжественных парадах на Красной площади.

Отслужил солдат, как надо, и вернулся опять в родное Рямово. И встал перед выбором: а дальше что?.. Работать, остаться в родной деревне с родителями, которые этого, конечно же, хотели. Но вмешалась судьба в лице двоюродной сестры Вали. «Саш, – сказала сестренка, которая была постарше и подальновиднее, – ты ведь и учился всегда хорошо, и такую школу армейскую прошел, а в армии комсоргом был! Поступай в институт».

– Вы не представляете, – рассказывает мне Верниковский, – что тогда, почти сорок лет назад, в нашей сибирской деревне значило высшее образование! Это было непостижимо! Людей с высшим образованием у нас было буквально раз-два и обчелся!

– Скажу честно, хотя изначально мысль была продолжать учебу по железнодорожной линии,– среднее-то специальное у меня уже было, но выбрал я совершенно другой институт – Новосибирский электротехнический институт связи, причем факультет экономики и организации связи. Это был единственный, даже уникальный в своем роде факультет, так как он был только очный. Специалистов на факультете готовили хороших, и что меня особо прельстило, в представлении факультета было написано, что очень многие его выпускники становятся руководителями высшего и среднего звена.

– А вы начальником хотели стать? – задаю естественный вопрос.

Александр Павлович со смехом отвечает:

– Точно такой же вопрос мне батька задал! И я ему, как и вам, ответил: «Ну а почему бы мне в семействе Верниковских не стать первым человеком с высшим образованием и не стать начальником?» Все сбылось. Только не скоро, не так легко, как это может показаться. Кстати, наш факультет с упором на экономику был в основном девчачий – 150 девушек и 30 парней.

– У вас такой выбор был девичьей красоты, – предполагаю я, – наверняка там себе и невесту нашли.

– А вот и нет! – отвечает Верниковский. – Невесту я себе выбрал в шесть лет. Впервые увидел свою Любу-Любушку в соседней деревне Усть-Ламинка, где жил мой замечательный дед, и я у него гостил постоянно летом. Дед работал в райпо, у него и лошадь была, и он нас с Любой на лошади катал. Мы с ней даже в школе поучились вместе два года, потому что в нашем Рямово не было средней школы, и я переехал к деду в Усть-Ламинку. Она из армии меня ждала, и дождалась, и уже на третьем курсе мы с Любой, с Любовью Георгиевной Сильнягиной поженились, и когда я оканчивал институт, у нас уже была Алёна, наша старшая. Сын Пашка родился уже в Тихвине. 37 лет мы с ней вместе: где я, там и она. Человек силен еще и семьей, и в этом смысле тылы у меня надежные.

Тихвин – город контрастов

Он мог с семьей остаться в Новосибирске. В институте тоже оценили организаторские способности Александра и его умение найти общий язык с людьми. Но решили они с женой мир посмотреть. Выпускникам именно этого факультета предлагались очень хорошие распределения, по всему Советскому Союзу, и они выбрали город Тихвин Ленинградской области. Начальник Тихвинского узла связи, тоже выпускник этого же факультета, видел в Верниковском своего преемника, сулил ему должность своего зама, а самое главное – молодому специалисту сразу предлагалась квартира. И он поехал в этот город, о котором толком ничего не знал.

– Тогдашний Тихвин произвел на меня впечатление города контрастов, – делится своими впечатлениями Александр Павлович, – с одной стороны – идет масштабная стройка, возвышаются современные кварталы, потому что знаменитый Ленинградский Кировский завод облюбовал Тихвин для своего областного филиала. С другой стороны – совершенно патриархальный городок, с деревенскими улочками и домами, палисадниками и козами во дворах… Все вместе это производило удивительное впечатление. Но все оказалось совсем не так радужно, как мне расписывали. Во-первых, не ушел тот человек, на место которого меня приглашали. Во-вторых, как-то все затормозилось с жильем. Мы первое время жили в общежитии, кашу варили кипятильником, боясь, что нас «накроет» за этим противоправным действием администратор. И я не выдержал, пошел в Горком партии, они подключились, и нам дали в так называемом Старом городе домик с печным отоплением, со всеми удобствами во дворе. Но вы знаете, мы были с Любашей счастливы! Я построил под домом погреб, мы распахали возле дома небольшой огородик, все посадили, что нам хотелось. Пока ребенок спит, мы с Любой дрова пилим. Пилим и хохочем, над собой подтруниваем, как, мол, мы хорошо устроились! Свежий воздух, зелень на грядке, работа…

Получилось так, что из всех мыслимых вариантов трудоустройства молодого специалиста осталось только одно свободное место – инженера по технике безопасности, которое ни у кого не вызывало карьерных амбиций на тот момент.

Работа для молодого, полного сил парня, признаться честно, была скучной. Зарплата маленькой. А у него на руках жена, ребенок. Рядом в гаражах «запустили» новую кочегарку, предложили ему поработать. Согласился. Днем работал в узле связи, ночью бросал уголь в топку. Жизнь налаживалась. Только это было все не то и совсем не так… Поэтому когда Верниковскому предложили место начальника страхового участка на почте, он согласился не задумываясь. Место беспокойное; может быть, и не очень престижное, зато с людьми.

Подводя итог своей «Тихвинской эпопеи», Александр Павлович признается:

– Это была на самом деле прекрасная школа жизни! У меня не было никаких опекунов за спиной, я не был ничьим протеже. Но за эти 13 лет, что мы прожили в Тихвине, я прошел путь от инженера по технике безопасности до начальника всего Тихвинского узла связи. Мы начали в городе колоссальную модернизацию. Нам нужно было построить новый ретранслятор, что мы и сделали, потом на базе этого ретранслятора сделали новое Тихвинское телевидение. И еще нам нужно было открыть новую АТС на 10 тысяч телефонных номеров, что я начал, но сделать не успел, потому что предложили новую работу – заместителя начальника Управления связи всей Ленинградской области. Впрочем, предложили – не то слово. Я не имел права отказаться, мы же все были люди партийные, нам партия прикажет, мы скажем «Есть»!

Так в начале 1991 года А.П. Верниковский стал руководителем одного из крупнейших не только на Северо-Западе, но и во всей стране, подразделения связи. Никто не мог предполагать, что пройдет еще какой-то год, и слово «коммунист» станет почти что ругательным, а еще через полгода Верниковский из окна своего кабинета на Большой Морской наблюдал людское море на Исаакиевской площади в августовские дни 91-го года… Именно в эти дни он исполнял обязанности начальника Управления связи Ленинградской области.

– Не боялись, Александр Павлович, – спрашиваю Верниковского, – ведь что первым делом всегда захватывали революционеры всех мастей, помните? Почту, телеграф, телефон – все ваши службы!

– Еще и банки, – напоминает мой собеседник. – Да, те, у кого в руках средства связи и деньги, – те и господа. Нет, я не боялся. Сибиряки ничего не боятся. Но то, что мы на пороге колоссальных перемен, это понимал каждый здравомыслящий человек, и что далеко не все эти перемены приведут нас к лучшему. Так всегда было – революция пожирала своих детей… Но нас история ничему не учит.

– То есть вы не революционер?

– Я принимаю только одну революцию, – отвечает Верниковский. – На мой взгляд, тогда, да и сейчас, крайне необходима была научно-техническая революция, что мы и начали делать в нашей сфере. Мы одними из первых стали воплощать проект модернизации почты Северо-Запада по программе «Тасис». Я немало поездил по миру – и в Америке был, и в Англии, и в Германии, и в Чехословакии – по своему профилю, и поверьте, знаю толк в своем почтовом деле. Но для того чтобы проводить научно-техническую революцию, прежде всего нужна политическая стабильность. Само собой разумеется, необходимы средства, а самое главное – нужны профессионалы и просто честные люди, у которых на первом месте государево дело, а личное – на последнем.

Всё остаётся людям…

Наверное, можно так сказать. Потому что Почте России А.П. Верниковский отдал более 25 лет жизни. Считается одним из самых авторитетных специалистов почтового дела. В самые лихие 90-е сумел удержать почту в государственном русле, давая отпор различного рода «акционерам». В 2002 году стал генеральным директором федерального унитарного предприятия «Управление федеральной почтовой связи» СПб и Ленинградской области. Карьеру почтовика закончил не по своему желанию: был уволен без объяснения причин во время отпуска. Но кому-то захотелось вкусить этот «лакомый кусок». Прошел все суды, был восстановлен в должности, но на почту не вернулся, хотя до сих пор признается, что «почта – любовь моя, и душа за неё болит до сих пор».

…На самом деле душа у Александра Павловича болит о многом. Пять лет он возглавляет совет МО Сертолово. За это время он без отрыва, как говорится, от основной работы, окончил в Москве Академию Государственной службы при Президенте Российской Федерации, неоднократно избирался депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, является членом фракции партии «Единая Россия». За свою работу награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», удостоен звания «Мастер связи», а в 2000 году удостоен звания «Человек года» в Ленинградской области в номинации «Общественный деятель».

– Что главное в сегодняшней работе? – Все время думать о людях. Постоянно и ежедневно. Что людям от власти надо? Чтобы им было тепло и светло жить на свете, чтобы была работа и достойная зарплата. А еще чтобы были праздники, способные объединить граждан, и на этих праздниках люди осознавали, что они единый народ и граждане великой страны, – говорит Александр Павлович. – Я как депутат всегда провожу прием граждан сам. Лицо в лицо. Готов выслушать и нелицеприятные вещи, но справедливые. А порой бывает ведь и так, что приходит человек и начинает буквально «вываливать» на тебя все, что он думает о власти вообще – и о федеральной, и об областной, и о районной. Я всегда стараюсь человека успокоить и объяснить, в какие двери стоит постучаться, если могу помочь – помогаю. Даже если не могу, я все равно стараюсь помочь. Чаще всего получается. В этом смысл моей работы, мое удовлетворение, когда люди в итоге говорят тебе «спасибо», и уходят, оставив раздражение за дверью. В конечном итоге все остается людям: и детские садики, которые нам удалось построить, и школы, и детский поликлинический комплекс, и детские площадки, которые мы открыли в Сертолово… Работы впереди еще очень много, но все-таки часть пути уже пройдена. А там – люди оценят, что у нас получилось, а что нет…

Татьяна ТРУБАЧЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code