Они были первыми на БАМе

Проект «построить дорогу через всю Сибирь» впервые возник в Русском техническом обществе и был рекомендован для реализации ещё в 1888 году. В апреле 1932 года название Байкало-Амурская магистраль впервые появилось и вошло в употребление. Но лишь в октябре 1984 года, когда было уложено знаменитое «Золотое звено» главного хода железной дороги, БАМ стал единой магистралью. В декабре 2003 года были завершены работы по созданию самого длинного в нашей стране Северомуйского тоннеля (15 343 метра), что позволило организовать движение по БАМу по кратчайшему пути. Такая масштабная стройка была под силу только великой державе. БАМ справедливо называли трассой дружбы и братства. Его строили представители 70 национальностей. И вот 27 апреля текущего года в полдень пушка с Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге возвестила не только о начале нового дня, но и ещё об одном знаменательном событии. 40 лет назад в такой же апрельский день 1974 года на 17-м съезде ВЛКСМ было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали и объявлении её ударной комсомольской стройкой.

Наш корреспондент Владимир ШЕМШУЧЕНКО встретился в эти праздничные дни в ДК им. Горького, где происходило торжественное награждение строителей-«бамовцев» памятными медалями, с председателем Совета ветеранов ленинградских строителей БАМа А.Д. КОШКИНЫМ (на снимке).

– Как всё начиналось?

– После съезда комсомола мы начали формировать отряды добровольцев, желающих строить БАМ. При этом желающих было столько, что нам приходилось отбирать только лучших из лучших. 24 отряда были отправлены на Бурятский участок стройки. Позже нас разделили; два отряда отправились строить город Северобайкальск на берегу Байкала, а остальные поехали строить посёлок Уоян. Если на побережье Байкала местность уже как-то была обжита, то в районе будущего Уояна была сплошная тайга. Людей, палатки, инструменты и нехитрый скарб спускали с вертолётов. Так началась наша «бамовская» жизнь.

Всего ленинградцев по комсомольским путёвкам на БАМ выехало более трёх тысяч. В настоящее время из живущих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нас, ветеранов-«бамовцев», осталось не более тысячи. В эти дни мы награждаем пятьсот человек памятными медалями, на которых начертано: с одной стороны – «Строителю БАМ. 40 лет», с другой – «От Совета ветеранов ленинградских строителей БАМа».

– В числе награждённых сегодня были и строители-тоннельщики.

– Совершенно верно. Мы наградили 40 человек. Все они – мастера своего дела, работавшие именно на строительстве тоннелей. Это им наряду с другими молодыми специалистами из разных мест нашей необъятной Родины доверили строить уникальный, самый большой в России Северомуйский тоннель длиной 15 343 метра. Строительство началось в 1977 году и не прекращалось даже в самые тяжёлые для нашей страны «лихие 90-е» годы. После его введения в эксплуатацию 5 декабря 2003 года появилась возможность организации железнодорожного движения по кратчайшему пути. И подобный этому тоннель не один – больших и не очень тоннелей на БАМе много.

Но я ни в коей мере не хочу здесь выделять строителей-тоннельщиков каким-то особым образом. БАМ строили все. Возникали целые посёлки. Нашей первоочередной задачей было строительство жилья. Людям нужно было где-то жить. Шпалы и рельсы – это уже будет потом. Не стоит забывать, что условия жизни в тех местах были очень и очень непростыми. Зимой – мороз под пятьдесят! Летом – жара и гнус! Но мы БАМ построили. Люди моего поколения – люди особенные. Мы ехали в необжитые места не только и не столько «за длинным рублём»: все были молоды и хотели сделать нечто значимое в жизни. И мы сделали. О таких ребятах и девчатах, как наши, слагали песни. Вся страна их пела.

Это потом некие недалёкие люди стали рассказывать анекдоты про БАМ и хихикать. Даже договорились до того, что БАМ – символ «застоя». А кто посчитал, сколько новых друзей приобрели, сколько сложилось семей в этих неласковых местах? Спустя 40 лет мы по-прежнему – вместе.

– Насколько мне известно, вы ведёте, если можно так сказать, «бамовскую летопись».

– Уже есть три книги. Это книги о людях – строителях БАМа. Их писали люди и о людях. Мы до сих пор не забыли и вряд ли уже забудем, как уезжали из Ленинграда, как нам вручали знамёна, как мы давали клятвы у памятника В.И. Ленину. И работали мы не за страх, а за совесть на наиболее трудном участке БАМа – Бурятском. И мы гордимся этим.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code