Русская Арктика

В последнее время в мире разворачивается ожесточённая борьба за минеральные и водные ресурсы. Взгляды политиков многих ведущих государств всё чаще и чаще обращаются к арктическим побережьям северных морей. В этих труднодоступных местах кроются несметные сокровища, и потому на «свой кусок арктического пирога» претендуют уже более 50 стран. И в этой «гонке преследования» ставки огромны.

Мы первыми начали обживать Арктику. У нас самые протяжённые арктические границы. Мы пока лидируем в её освоении. После исчезновения СССР у государства «не доходили руки» до этих мест. Было как-то не до них. Одни «приватизировали» созданное многими поколениями, другие были заняты «собственным выживанием». Сейчас ситуация иная. Приведём несколько примеров.

15 марта текущего года Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала анклав Охотского моря площадью 52 000 квадратных километров частью российского континентального шельфа. По оценкам геологов, общий объём обнаруженных углеводородов на этом участке превышает 1 миллиард тонн, а на всём арк­тическом шельфе, принадлежащем России (6,3 миллиона квадратных километров), он составляет 1,6 триллиона.

18 апреля с ледостойкой платформы «Приразломная» в Печёрском море осуществлена первая отгрузка добытой нефти на танкер ледового класса «Михаил Ульянов». Многие ещё помнят о попытке захвата этой платформы, когда подкупленные нашими геостратегическими конкурентами «активисты» Гринпис пытались помешать этой архиважной работе и реакции России на эту акцию.

22 апреля Президент России В. Путин обсудил с членами Совета Безопасности России реализацию государственной политики по Арктике, проводимой в интересах государственной безопасности, а также поручил создать специальный уполномоченный орган, который будет курировать развитие Арктики.

В этот же день В. Путин встретился в Кремле с участниками 7-й Молодёжной полярной экспедиции, дошедшей на лыжах за 8 дней от российской полярной станции «Борнео» до Северного полюса. Здесь же президент отметил, что в ближайшие 10 лет район Арктики станет ключевым для развития страны.

За прошедший год по Северному морскому пути было перевезено 1 500 000 тонн грузов. Учитывая изменение климата в сторону потепления, этот путь становится стратегическим.

Можно было множить и множить подобные примеры, но хочется сказать здесь также и о другом. Русская Арктика – уникальна по красоте и совершенно беззащитна перед человеком. Раны, нанесённые ей в процессе человеческой деятельности, не заживают десятилетиями. Мне довелось жить за полярным кругом, и я не понаслышке знаю, что такое работать в течение 6 месяцев в году, не видя солнца. Норильск, Талнах, Кайеркан, Дудинка с их «полярками» (северные надбавки), с полётами «на материк» (название остальной России, куда зимой дороги нет) и лютый, невыносимый холод.

Но зато, когда приходит короткое полярное лето, – это как пожар! Пройдёт ледоход на Енисее… Вы видели ледоход на Енисее?! Это нельзя описать! Это нужно увидеть и почувствовать свою «малость» перед величием и силой природы! И сразу расцветут знаменитые северные жарки, в реки пойдёт рыба, караваны перелётных птиц опустятся на тундряные кочки. И всё быстро, быстро, быстро. Нужно успеть отметать икру, отцвести, дать плоды, вывести птенцов, «поставить их на крыло», набрать жирка, чтобы хватило сил вернуться в тёплые края. Непередаваемо и прекрасно!

До недавнего времени развитие Арктики шло за счёт развития экономики и, как правило, там, где были найдены и разработаны полезные ископаемые. Это привело к разрушению традиционного быта народов Севера. Дети коренных народов «изымались» из естественной среды и образа жизни и отправлялись в интернаты, где они теряли связь как с родителями, так и со своей родной землёй, превращаясь в «городских». Север обезлюдел.

Все более-менее образованные люди слышали о вечной мерзлоте, о том, что земля на Крайнем Севере за два месяца сурового полярного лета оттаивает лишь на полметра, а толщина «вечной мерзлоты» составляет более четырёхсот. Но эта земля бережно «хранит» в себе удивительные артефакты. Здесь до сих пор находят бивни мамонтов и кости их далёких «современников».

Именно в этой вечной мерзлоте оленевод Алексей Жарков нашёл бивень мамонта, потом при раскопках обнаружили его череп, а вскоре при помощи радара обнаружили и всего «древнейшего жителя этих мест» во всей красе. Он пролежал в вечной мерзлоте 20 тысяч лет. И что особо замечательно – нашёлся человек, предприниматель из Франции, организатор экологического туризма Бернар Бюиг, создавший на свои средства на полуострове Таймыр в г. Хатанга музей «Таймырский мамонт», в котором действительно есть единственный в мире «целый» мамонт в глыбе вечной мерзлоты. Сейчас в городе уже есть и Центр арктической культуры и цивилизации. Здесь теперь учёные со всего мира – частые гости.

Кто-то считает эти земли далёкой окраиной России. Их правоту можно признать. Но не следует забывать и о том, что на долю этой «окраины» приходится 67% территории России. Россия – северная страна, а мы – люди Севера.

На этой территории веками проживают около тридцати малых народов общей численностью в двести тысяч человек. Русские составляют большую часть коренного населения северян – это и знаменитые поморы, и потомки отважных казаков, и военнослужащие, и учёные.

Государственная политика в Арктике – это эффективные механизмы государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности в Северном Ледовитом океане и прибрежных районов. Комплексное развитие хозяйственной деятельности и использование природных ресурсов в условиях повышенной чувствительности окружающей природной среды к техногенным и антропогенным воздействиям требуют научно обоснованного выбора видов человеческой деятельности.

Подобные виды деятельности не только не должны порождать экологические проблемы, но, наоборот, они должны обеспечивать устойчивость развития северных территорий, повышая качество жизни людей.

Арктика – это Богом дарованная уникальная возможность устойчивого развития всей России. И потому очень важно предотвратить хищническое освоение этих уникальных земель. Нельзя забывать о том, что ледовый панцирь Арктики Северного полюса тает с небывалой скоростью. За последние 30 лет Арктика каждый год сокращается на 37 000 квадратных километров, и скорость таяния льда увеличивается. Средняя температура на Северном полюсе растёт более быстрыми темпами, чем средняя температура на Земле. И здесь есть над чем задуматься человечеству: на месте нынешней арктической «вершины» была суша, росли тропические деревья, гуляли мамонты… Многие птицы до сих пор осуществляют свои перелёты через Северный полюс, повинуясь генетическим инстинктам.

Арктика – давняя кормилица России, дающая свыше 96% всех российских металлов платиновой группы, 90% кобальта и никеля (если бы позволяли газетные площади, я бы рассказал, сколько труда и человеческого таланта нужно для того, чтобы добыть килограмм кобальта в суровых условиях Заполярья), 80% природного газа, 60% нефти. Одна лишь устьевая часть Оби поставляет 75% мирового улова сиговых рыб.

Русская Арктика – это наша земля. Задача России – сохранить уникальную северную цивилизацию. Это наш долг перед человечеством.

Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code