Имеем право на легенду

«Сегодня, хлопцы, за Родину помирать не треба, сегодня за Родину пожить треба… Ты умрёшь, а кто воевать будет?… Настрой должен быть таким: методичное уничтожение врага. И никто не геройствует!», – так говорит сержант Иван Добробабин в фильме «28 панфиловцев». Отрывок из этого фильма недавно был выложен в социальных сетях Интернета. Почему в социальных сетях? – Потому что фильм «28 панфиловцев» стали называть «народным фильмом». Картина снимается на собранные у народа деньги и предназначена, чтобы отразить народный взгляд на историю Великой Отечественной войны. 

(На снимке – продюсер и сценарист Андрей Шальопа)

Когда работа студии Libya Palette Studios над фильмом только началась, разгорелась полемика. Был ли на самом деле подвиг панфиловцев? Сколько их было: cтрелковый взвод (28 человек) или вся четвертая рота 1075-го полка (140 человек)? Тема для полемики в России далеко не новая: есть люди, которых не устраивает громкая слава России. И чтобы лишить нас повода для гордости, они изобрели серию разоблачений. Они признают, что война была жестокая, была мясорубка, были жестокие и бездарные военные командиры, а вот подвига не было.

Имена 28 бойцов из 316 стрелковой дивизии, которая носила имя генерал-майора И.В. Панфилова, когда-то вдохновляли солдат Красной Армии. 16 ноября 1941 года панфиловцы остановили колонну из 50 танков, причём 18 танков они уничтожили, остальные повернули назад. Бой на Волоколамском шоссе у разъезда Дубосеково продолжался 4,5 часа. За это время к границам Москвы успело подойти подкрепление, и немцы к Москве не прошли. То есть подвиг 28 панфиловцев имел стратегическое значение.

В конце 1941 – в 1942 году журналист А.Ю. Кривицкий посвятил этому событию серию публикаций в газете «Красная звезда». Сейчас панфиловцы упоминаются в гимне Москвы. У разъезда Дубосеково им был установлен памятник: шесть 10-метровых фигур, заслоняющих подступы к столице. Но…

В Википедии мы читаем: «28 панфиловцев – это популярный миф Великой Отечественной войны». Достаточно убедительных доказательств, что подвига горстки солдат не было (или, наоборот, что он был), до сих пор не представлено. Много документов Великой Отечественной вой­ны, в том числе – немецких, бесследно исчезло во время пожаров, некоторые остаются засекреченными. Спор о 28 панфиловцах будет продолжаться до тех пор, пока не найдутся новые свидетельства в неведомых пока архивах. И тем не менее продюсер и сценарист Андрей Шальопа решил создать фильм-памятник.

Свою позицию в одном из интервью он определил так: «Развенчивание подвигов глубоко безнравственно». Он выработал следующую концепцию: «Доказано, что бой с танками у разъезда Дубосеково всё-таки был. Даже если в бою участвовало не 28, а 140 бойцов, то отмеченные высшими наградами 28 человек – это реальные герои легендарной Панфиловской дивизии. И мы не ошибёмся, если назовём их в фильме. Тем более что мы снимаем художественный фильм о народной легенде. Это легенда о лучших защитниках Мос­квы».

Деньги на киноленту «28 панфиловцев» собираются методом краудфандинга, то есть, говоря по-русски, «с миру по нитке». Уже сейчас проект собрал рекордное для краудфандинга в России количество денег. С конца февраля и до 25 марта недалеко от посёлка Агалатово Всеволожского района Ленинградской области проводился первый этап натурных съёмок. Почему именно здесь? – Это близко от Санкт-Петербурга, а значит, удобно для питерской съёмочной группы. Кроме того, как нам объяснил продюсер и сценарист Андрей Шальопа, «...здесь местность похожа на Дубосеково – смешанный лес, сосны, песчаные холмы. Ещё больше она напоминает участок на Волоколамском шоссе, где стоит памятник 28 панфиловцам. Место боя находится от него примерно в километре».

Для читателей скажу сразу: о качестве будущего кинопродукта, даже после посещения съёмочной площадки, я судить не берусь. Пока не сделан монтаж фильма, невозможно предугадать, насколько картина будет сильной. Но в одном я убедилась точно – проводится тщательная работа над каждым кадром, над каждой деталью. И ещё – в команде работает очень талантливый художник по кадрам. Необычный ракурс съёмки, эмоциональное воздействие отснятых сцен производит глубокое впечатление.

Информацию о сюжете пришлось собирать по крупицам. Даже отдельные сюжетные линии сотрудники съёмочной площадки держат строго в тайне. Так я узнала, что в картине будут сниматься только мужчины (хотя на съёмочной площадке есть и женщины – гримёры, костюмеры). Не запланировано никаких любовных сцен (авторы считают, что такие сцены на передовой – это по меньшей мере неуместно). Не будет также сцен с развороченными телами и прочим «мясом».

Историк Баир Иринчеев, исполняющий роль подносчика снарядов к артиллерийскому орудию, поделился своими впечатлениями: «Мне уже довелось участвовать в нескольких киносъёмках, например, в серьёзном американском проекте о советско-финской войне. И есть с чем сравнивать. Считаю, что фильм «28 панфиловцев» снимается на очень крепком европейском уровне – и с точки зрения исторической достоверности, и с точки зрения униформы. Используется хорошее профессиональное оборудование, работает съёмочная группа, имеющая большой опыт в киноиндустрии. Для каждого кадра делается до 8 дублей».

Как это происходит, мы увидели своими глазами. Взрывы, дым на съёмочной площадке, покрытые копотью лица красноармейцев. Артисты рассказывали, как они устали, когда снимали перед этим ночную сцену. Искусственный снег постепенно превращается в жижу, они в нём топтались всю ночь, как в киселе…

Режиссёр Ким Дружинин прокомментировал: «Мы хотели, чтобы было как можно меньше компьютерной обработки и как можно больше натуры. Мы не хотим производить спецэффекты ради спецэффектов, как это принято во многих современных фильмах. Мы стараемся рассказать хорошую историю, чтобы фильм с удовольствием посмотрела и молодёжь, и ветераны, и люди среднего возраста. Думаю, молодёжи понравится большое количество экшена, съёмки будут очень динамичными. Главный упор делается на смысл подвига: что такое подвиг, для чего он нужен»…

Готовясь к интервью, в одной из телепередач я услышала, как некий историк противился: «То, что стрелки уничтожили танки – этого не могло быть… Каждый бой – как хорошо спланированная симфония… В данном полку были артиллерийские орудия, вот они и расстреливали танки. А пехота должна была драться только с немецкой пехотой». Сразу бросается в глаза, что этот историк, возможно, прекрасно знаком с архивными документами, но имеет смутное представление о том, что происходило в реальном бою. Однако, раз такая тема всплывает в прениях, сценарист Андрей Шальопа решил не игнорировать её. Как раз в тот день, когда мы (журналисты) нагрянули на съёмочную площадку, снимался блок об артиллерийском взводе 1075 полка. У него в распоряжении были две противотанковых пушки, которые стояли с флангов стрелковых позиций. О судьбе артиллеристов вы узнаете, когда просмотрите фильм.

Пушки в съёмках используются настоящие, они были взяты напрокат в музеях. Часть шинелей – из Военного музея Карельского перешейка. Командирская униформа специально шилась для фильма «28 панфиловцев». Вплоть до того, что для пошива гимнастёрок была использована оригинальная ткань – в Санкт-Петербурге кое-где остались запасы этой ткани.

Главным историческим консультантом выступает руководитель военно-исторического клуба «Ленинград-900» Артём Кокин. Он рассказал корреспонденту: «В своей работе мы опираемся прежде всего на приказы военного времени, на уставы, где зафиксировано, как должен выглядеть тот или иной солдат в зависимости от рода войск. Соответственно, просматриваем огромное количество архивных фотографий. И с актёрами долго беседуем, советуем, как вести себя, чтобы они выглядели естественно, как в настоящем бою. Например, в нашем первом эпизоде, который выложен в Интернете, по сценарию идёт артобстрел и 4 бойца прячутся от него в брустверной нише. Там есть момент, когда при близком разрыве сержант Добробабин закрывает рукой ствол автомата. И к чести наших зрителей, многие уже отметили этот момент».

Мне стало интересно, на какие источники опирался Андрей Шальопа, когда писал сценарий. Он ответил, что внимательно изучал мемуары: «Ванька-ротный», «За нами Москва» Бауыржана Момыш-улы, «Волоколамское шоссе» Александра Бека. Использовал также сборник А. Драбкина «Я дрался с Панцерваффе», где собраны воспоминания солдат. «У меня лично накопилась целая коллекция интервью с ветеранами, которые прошли войну от начала и до конца», – добавил сценарист.

Любопытным мне показался подбор актёров и реконструкторов для киноленты «28 панфиловцев». Например, Баир Иринчеев, который играет в фильме эпизодическую роль, работает директором Военного музея Карельского перешейка (город Выборг Ленинградской области). Реконструктор, разгуливающий в ожидании съёмок в солдатской фуфайке и ватных штанах, оказался депутатом, работающим в городе Красное Село. Зовут его Александр Латыпов.

Он рассказал, что родился в Алма-Ате и хорошо помнит своего соседа-казаха, который когда-то воевал в Панфиловской дивизии. Этот панфиловец тяжело переживал, когда в СМИ была развёрнута кампания по поводу того, был или не был на самом деле подвиг панфиловцев. Сосед перестал носить свои медали, перестал рассказывать о войне – он обиделся. И в конце концов эта обида свела его в могилу.

Другой реконструктор, с которым я познакомилась тут же, на съёмочной площадке, специально приехал с родины Ивана Панфилова (город Петровск Саратовской области), когда узнал, что снимается «28 панфиловцев». Народный артист Украины Яков Кучеревский, который исполняет роль сержанта Добробабина, родом из тех мест, где жил Иван Добробабин. К съёмкам в этой картине привлечён также известный артист Александр Устюгов, который родился в Казахстане. (Александр Устюгов исполняет роль сержанта Григория Шемякина). Как известно, Панфиловская дивизия начала формироваться в Киргизии, а закончилось её формирование в Казахстане.

Андрей Шальопа подытожил: «То, что фильм снимается на народные деньги, даёт нам определённую свободу. Над нами нет инвесторов и продюсеров, которые бы диктовали, какие сцены снимать и каких артистов выбирать. Актёров подбираем лично я и режиссёр Ким Дружинин. И в результате на площадке проявляется много энтузиазма, есть возможность отразить своё личное отношение…

Сейчас уже 13 000 человек сделало пожертвования на наш фильм. И это хорошо не только потому, что позволяет нам сделать бюджет, но ещё и служит объединяющей идеей для людей из разных уголков страны. Идёт позитивный процесс. Кстати, сбор денег продолжается».

По замыслу авторов, фильм выйдет в широкий прокат к памятной дате боя у разъезда Дубосеково – к 16 ноября 2015 года. Одновременно группа энтузиастов-исследователей планирует выпустить книгу. В ней будут собраны архивные документы и газетные публикации военного времени, стенограммы воспоминаний оставшихся в живых панфиловцев, стенограммы суда над сержантом И.Е. Добробабиным, сведения о творческом пути журналиста А.Ю. Кривицкого, который раскрутил тему подвига 28 панфиловцев в газете «Красная звезда», и истеричные статьи 90-х годов, в которых утверждалось, что никакого подвига не было. Изложение в новом сборнике планируется быть спокойным и честным, читателям будет предоставлена возможность самим делать выводы, могли ли на самом деле 28 героев остановить танки у разъезда Дубосеково.

«А что нам вообще даёт перечёркивание этого подвига? – сказал нам один из составителей этого сборника. – И без того понятно, что немцы были сильнее нас на тактическом уровне. У немцев исторически была сформирована сильная армейская традиция. У них и офицеры были более опытные, образованные, натасканные. И где они? До сих пор под Москвой? Нет – они в могилах лежат от Москвы до Берлина. Так что наши ребята действительно сделали под Москвой чудо…»

Очень хочется, чтобы в России вновь появилось настоящее кино о настоящих героях страны.

Людмила Однобокова

Фото Антона Ляпина

На снимках:  исполнитель эпизодической роли Баир Иринчеев (вверху) и эпизод из фильма «28 панфиловцев».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code