Дух мятежный и свободный

Исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта и живописца земли нашей Тараса Григорьевича Шевченко. Сборник стихов «Кобзарь» (1840; более полное издание – 1860 год), поэмы «Катерина» (1839 год), «Гайдамаки» (1841 год), «Сон» (1844 год), «Наймичка» (1845 год), «Неофиты» (1857 год), «Мария» (1859 год) и пьеса «Назар Стодола» (1843 год), а также картина «Катерина» (1842 год), положившая начало реалистическому направлению в украинском искусстве – принесли ему известность. Но настоящая народная слава пришла к Тарасу Шевченко – самородку, дару Божьему для всего человечества – лишь после его смерти. С годами его величие не убывает, его поэзия актуальна и в наше время.

Родился будущий великий «Кобзарь» 9 марта 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в семье крепостного крестьянина Григория Шевченко, принадлежавшего помещику Энгельгардту. Маленький Тарас в 9 лет лишился матери и жил с мачехой, которая его недолюбливала. А когда двенадцати лет от роду осиротел совсем, одиночество и покинутость неподъёмной ношей легла на хрупкие мальчишеские плечи. И вот однажды пятнадцатилетнего пастушка в обозе господина отправили вместе с другими дворовыми в Вильно, где жил хозяин. В донесении о новых слугах пятнадцатилетний Тарас был отрекомендован как «годный на комнатного живописца». Но помещик решил иначе и сделал Тараса комнатным казачком…

Мальчик был очень упрям. Видно, ещё в детстве Бог поцеловал его в лоб, вложил в него этот талант рисовальщика и указал путь. Тарас срисовывал картины в доме помещика, он рисовал всё и всюду. Никакие наказания не смогли отвратить его от этой страсти. По преданию, бунтарский дух был присущ большой семье Шевченко от деда-прадеда. После смерти мамы Тарас одно лето жил у тёти Александры. Он рисовал ивы на внешней стороне дома. Тётя ругала его, а её муж вступался за мальчика: «Не ругай, старая, мальца. Ты посмотри, какой ему Господь в ручки дар дал».

И тогда Энгельгардт решил сделать из него крепостного художника, отдав его «в учение» петербургскому комнатному живописцу Ширяеву. Всё «учение» заключалось в том, что ученики занимались окраской стен и оформлением вывесок на магазинах. Но путь Тараса с работы до «ширяевского чердака», где ютились ученики, пролегал по Летнему саду. Там начинающий живописец рисовал статуи и стал писать первые стихи. Там и увидел случайно Тараса, сидящего возле статуи Сатурна с листком бумаги, «добрый гений» – преподаватель Академии художеств Сошенко. Одного взгляда мастера на рисунок Тараса хватило для того, чтобы понять, что перед ним недюжинный талант.

Сошенко дал Тарасу свой адрес и предложил прийти к нему с рисунками. С тех пор всё своё свободное время он стал проводить в мастерской мастера. Здесь судьба свела его с Карлом Брюлловым. Брюллов рассказал о Шевченко Жуковскому, и они решили принять участие в судьбе талантливого украинского мальчика и выкупить его у помещика Энгельгардта. Последний запросил за Тараса умопомрачительную по тем временам сумму в 2500 рублей, что ставило на освобождении Тараса жирный крест. Мальчик заболел горячкой.

Это обстоятельство заставило его новых друзей поторопиться со сбором средств. Брюллов написал портрет Жуковского. Этот портрет был разыгран в лотерею, которая принесла искомую сумму. Получивший деньги Энгельгардт выдал «вольную» на крестьянина Тараса Шевченко. Он стал свободным, поселился в мастерской у Сошенко и стал работать в Академии художеств под руководством Брюллова. Великий художник отдал в распоряжение Тараса свою уникальную библиотеку. Годы учения в Академии дали плоды: портреты работы Шевченко стали пользоваться успехом в Петербурге. Нужда отступила.

Здесь же Тарас писал стихи об Украине, о её обездоленном народе, о любви. Здесь расцвёл его поэтический дар. И это отнюдь не случайно: всех его родственников односельчане звали «ревами», потому что они всегда громко пели. А в народе о них говорили «ревут» так, что на весь «ревiвський» угол слышно.

Однажды молодой Тарас Шевченко писал портрет полтавского помещика Мартоса. Ему на глаза попались стихи Тараса, он прочёл их и поразился их певучестью, ясностью языка и скорбью о судьбе Украины. Мартос настоял на их издании. Так в феврале 1840 года появилась книга «Кобзарь», и в Петербурге заговорили о появлении нового «мужицкого» поэта. На Украине появление книги «Кобзарь» вызвало настоящий фурор. Её учили наизусть, над ней плакали.

Летом Тарас Шевченко приехал на Украину. Его встретили ласково, но на Украине были всё та же нищета, панство и крепостническое угнетение. Шевченко стал призывать народ Украины сбросить царя и помещиков. Он стал эмоционально писать о том, что нужно взять у них землю.

Его арестовали в апреле 1847 года и заключили в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге. Его приговорили к ссылке в солдаты и отправили в Оренбургский батальон «с правом выслуги», что означало – пожизненно. На приговоре поэту царь Николай I собственноручно начертал: «Под строжайший присмотр, запретив писать и рисовать». Более полугода Тарас Шевченко просидел в тюрьмах Оренбурга, Орска и Уральска, и в 1850 году прибыл на постоянное место заключения в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак. Это место народная молва называла «могила» и «вонючее пекло». В этом гиблом месте поэт за 7 лет не написал ни одного стихотворения.

Робкая надежда на освобождение мелькнула, когда умер царь Николай I, но она скоро иссякла. Новый царь – Александр II вычеркнул имя Тараса Шевченко из списка ссыльных, представленных к освобождению. Известно его высказывание по поводу поэта: «Этот слишком сильно оскорбил мою бабку и моего отца, чтобы я мог его простить».

И лишь в 1857 году Тарас Шевченко (44-х лет от роду) был помилован, но без права жить в обеих столицах – Петербурге и Москве. Год спустя наконец-то это ограничение было снято. Ссылка закончилась. Петербург восторженно приветствовал поэта-мученика.

Возвращаясь к поэзии Тараса Шевченко, следует отметить её высокий лиризм и особое отношение к образам женщины с ребёнком, девушки, сестры и матери. Он рано оказался без материнской опеки и ласки, несчастливой была и его личная жизнь. Он не успел жениться и не испытал радости отцовства. И тем не менее он создал в своей лирике несравненную и непостижимую красоту женщины-матери. В его стихах, посвящённых женщине, дрожала и не сдавалась непреходящая боль; его мать была крепостной, она умерла несвободной. Но «шевченковские» женщины – не бессловесные рабыни. Эти женщины способны и на бунт, и на жертву ради свободы. Таким был и он сам.

В Санкт-Петербурге великий «Кобзарь» прожил недолго. Здоровье его вследствие лишений сильно пошатнулось. И в 1861 году он скончался в Императорской академии искусств, именно там, где и начался его творческий путь. Гроб с телом Шевченко студенты Петербургского университета несли на Смоленское кладбище на руках. Его провожали в последний путь Ф. Достоевский, Н. Костомаров, Н. Некрасов и многие другие видные люди города. Прах Тараса Шевченко находился в Петербурге 2 месяца. Затем по завещанию поэта он был перенесён на Украину и перезахоронен на Чернечей горе близ г. Канева.

Тарас Григорьевич Шевченко – связующая нить нашего общего русского мира. Будем об этом помнить.

В заключение приведём слова украинского писателя Ивана Франко: «Поэзию Тараса Шевченко, проникнутую любовью к Украине, состраданием к тяжёлой доле народа, протестом против всех форм его социального и национального угнетения, отличают близость к народному творчеству, глубокий лиризм, простота и поэтическая грация выражения».

Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Заповіт

Як умру, то поховайте

Мене на могилі,

Серед степу широкого,

На Вкраїні милій,

Щоб лани широкополі,

І Дніпро, і кручі

Було видно, було чути,

Як реве ревучий.

Як понесе з України

У синєє море

Кров ворожу… отоді я

І лани і гори –

Все покину і полину

До самого Бога

Молитися … а до того

Я не знаю Бога.

Поховайте та вставайте,

Кайдани порвіте

І вражою злою кров’ю

Волю окропіте.

І мене в сім’ї великій,

В сім’ї вольній, новій,

Не забудьте пом’янути

Незлим тихим словом.

25 декабря 1845

в Переяслові

 

Завещание Т.Г. Шевченко

Как умру, похороните

На Украине милой.

Посреди широкой степи

Выройте могилу.

Чтоб лежать мне на кургане

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый Днепр под кручей.

И когда с полей Украины

Кровь врагов постылых

Понесет он… вот тогда я

Встану из могилы.

Подымусь я и достигну

Божьего порога, помолюся…

А покуда я не знаю Бога.
Схороните и вставайте,

Цепи разорвите,

Злою вражескою кровью

Волю окропите.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте – помяните

Добрым, тихим словом.

1845 г.

Перевод А.Т. Твардовского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code