Когда герой вернулся домой

В этой истории в равной степени принимали участие Россия и Беларусь. Память о лётчике, который воевал на Дороге жизни, сплотила разных людей. И произошло это спустя 71 год после его гибели.

В 2012 году житель посёлка Рахья Всеволожского района Михаил Кельбин обнаружил возле Приютино (окраина города Всеволожска) обломки истребителя ЛАГГ-3, а рядом с ними – останки пилота. В течение года Михаил с друзьями потихоньку извлекали останки из болота. Ему удалось установить имя лётчика. Это был гвардии капитан 11-го гиап Александр Иванович Титовец (на снимках слева и справа). Он погиб в воздушном бою 28 сентября 1942 года. Полученные сведения Михаил Кельбин разместил в Интернете на форуме поисковиков. Он просил коллег помочь ему найти родственников Александра Титовца. Так выполняли свою задачу поисковики из России.

К ним сразу подключился гражданин Беларуси. А.Н. Митяненко проживает в Минске, работает ведущим инженером-конструктором Минского завода колёсных тягачей. Свободного времени у него мало, но, когда оно появляется, он занимается розыском сведений о пропавших без вести бойцах Красной Армии. А.Н. Митяненко нашёл архивные данные  на Александра Титовца, описание его подвигов из наградных листов. Так мы узнали, что Александр Титовец был прекрасным профессионалом, лётчиком от Бога. (Материалы опубликованы в  статье «Был сбит самолёт у Приютино» в газете «Всеволожские вести» от 8 ноября 2013 года).

Кроме того, поисковик из Минска обнаружил в анкете погибшего адрес жены: Челябинская область, г. Курган, Чусовское п/о, Глинский сельсовет, д. Челноково. Он послал туда запрос, но ему ответили, что такой деревни больше не существует, сведения о её бывших жителях отсутствуют. (Копия ответа сохранена). Выяснилось, что одновременно с М. Кельбиным и А. Митяненко ещё один человек из России разыскивает сведения о А.И. Титовце. Это майор ВВС Александр Владимирович Евдоченко, который является родственником А.И. Титовца. Он захотел найти родственников жены А.И. Титовца и разместил заявку в телепередаче «Жди меня». Заявка была в эфире целый год. Никто не откликнулся.

Михаил Кельбин связался с Александром Евдоченко. По цепочке тот передал сведения остальным родственникам. Всем вместе предстояло решить вопрос о перезахоронении.

Прощание во Всеволожске

Во второй половине жизни мы все чувствуем непреодолимую тягу к родным местам. Наверное, погибшие после своей смерти тоже желают невидимой птицей лететь в родные края. Александр Иванович Титовец родился в 1918 году в деревне Заспа Гомельской области (в Белоруссии). В Заспе похоронены его родители, приёмная мать, братья и сестра. По предложению родственников лётчика и с согласия его земляков было принято решение: захоронить гвардии капитана А.И. Титовца там, где он когда-то появился на свет.

8 января 2014 года во Всеволожске на Румболовской горе состоялось прощание с защитником Дороги жизни. Церемония прошла тепло и душевно. Её организатором выступила администрация МО «Город Всеволожск». На митинге взял слово глава администрации С.А. Гармаш. Он говорил о том, что боль от потери родных людей известна многим нашим семьям. В семье С.А. Гармаша также долго искали родственников, пропавших без вести на Великой Отечественной войне.

Выступление продолжил военный лётчик генерал Е.А. Александров, который высоко оценил боевые заслуги А.И. Титовца. Депутат Всеволожского городского совета депутатов Л.С. Логвинова призвала нас никогда не забывать о людях, защитивших Ленинград от разрушения. Отдать дань уважения павшему пришли представители различных поисковых отрядов и молодёжно-подросткового клуба «Энергия», военнослужащие из местной военной части. Сразу после церемонии траурный кортеж с Румболовской горы направился в Беларусь.

Возвращение на родину

В состав делегации из России входило 5 человек. Это были руководитель Межрегионального Фонда по увековечению памяти погибших при защите Отечества Валентина Боброва, поисковик, который нашёл и сберёг останки пилота, Михаил Кельбин, командир поискового отряда Невский «пятачок» С. Мельниченко, его заместитель А. Кушнер и я – журналист газеты «Всеволожские вести». Хлопоты по организации поездки в Беларусь взял на себя Межрегиональный Фонд по увековечению памяти павших при защите Отечества.

Мы ехали по маршруту Псков – Витебск – Гомель – Речица. Делегацию встретила руководитель отдела культуры Речицкого райисполкома, которая затем всё время находилась рядом с нами, готовая прийти на помощь в затруднительной ситуации. Речичане постарались организовать для нас как можно больше экскурсий, и мы были поражены богатой историей края. В 2013 году исполнилось 800 лет с тех пор, как Речица впервые упоминается в летописях. Здесь стоит древнее городище и руины средневекового замка.

Во время Великой Отечественной войны на этом берегу Днепра проходила знаменитая Речицко-Гомельская операция, и в октябре-ноябре 2013 года торжественно отмечалось 70-летие со дня освобождения Речицкого и Лоевского районов от фашистских захватчиков. Имена героев здесь можно слышать на каждом шагу.

Во время экскурсий мы обратили внимание на то, насколько чистыми и ухоженными выглядели воинские захоронения. На местах братских могил стояли таблички, предупреждающие о том, что это памятник, который охраняется государством, и любое нанесение вреда преследуется по закону. Но мы обратили также внимание, что здесь не стремятся увековечить все имена погибших, как это делается в России.

Захоронения чаще всего остаются безымянными, и только по письменному заявлению родственников отдельные фамилии заносятся на мраморные плиты. 10 января нас привезли в агрогородок Заспа Речицкого района. В тот день возле мемориала на кладбище собралось много местных жителей. Ещё бы – ведь за последние три года это всего лишь седьмой боец, привезённый в республику Беларусь из России. Специально  ради церемонии захоронения из Минска в маленькую деревню прибыл начальник Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Беларуси полковник В.В. Шумский и активный участник событий А.Н. Митяненко.

В церемонии принимали участие  заместитель военного комиссара Гомельского областного комиссариата по идеологической работе полковник М.Ю. Ветренников, военный комиссар Речицкого районного военного комиссариата полковник И.Д. Нисловский, председатель Речицкой районной организации общественного объединения «Белорусский Союз офицеров» подполковник запаса А.И. Щербин, председатель Речицкого районного совета депутатов М.З. Бояринов и другие официальные лица.

Из разных городов съехались представители организации ветеранов ВДВ Беларуси, Клуба военно-исторической реконструкции «Поиск» (город Калинковичи), Клуба военно-исторической реконструкции «Память» Гомельского государственного профессионально-технического машиностроительного колледжа, кадеты Гомельского городского кадетского училища. Из Саратовской области прибыл родственник Александра Титовца А.В. Евдоченко с супругой.

Из соседней деревни приехал родной племянник лётчика А.И. Титовца Владимир Евдоченко. Всего на кладбище присутствовало 5 родственников, некоторые не смогли прийти из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Михаил Кельбин передал родным лётчика орден Красного Знамени. Позже из Гомеля другие родственники прислали сообщение, что обязательно посетят захоронение в Заспе в ближайшее время…

Стройной колонной, держа друг друга за ручки, пришли ученики младших классов из местной школы. Во время митинга я заметила, как на глазах одного из малышей заблестели слёзы… Жительница Заспы О. Новикова к этому дню написала стихотворение «Он был обычным парнем»… Легендарный защитник Дороги жизни был захоронен на мемориале рядом с другими участниками войны. Родственники оставили заявление, по которому в ближайшее время его имя будет увековечено на мраморной плите. Торжественную церемонию снимало телевидение города Речица и ВоенТВ Беларуси. Новости об этом событии были показаны по Центральному Минскому телевидению. Мы уезжали из Беларуси со спокойной душой.

Неожиданное продолжение истории

8 января, когда лётчика-истребителя проводили из Всеволожска, об этом прошёл репортаж по «100 ТВ». В тот день Любовь Владимировна Титовец находилась в санатории в Сестрорецке. В перерыве между медицинскими процедурами она включила телевизор, и у неё тревожно забилось сердце.

Вообще-то с такой ситуацией я лично сталкиваюсь в первый раз. Родственники по линии жены погибшего после войны ни разу не пытались связаться с родственниками по линии родителей. И поэтому о них на родине героя никто не знал. И никто не мог сообщить, что готовится церемония перезахоронения.

Александр Титовец очень рано потерял своих родителей. В семье росло шестеро детей: Никифор, Харитон, Александр, Захар, Андрей и сестра Анастасия (информация про Андрея уточняется). Никифор, который был старше Александра на 12 лет, после смерти родителей взял его на воспитание, хотя у него родилось своих пятеро детей.

В числе этих детей рос Владимир Евдоченко, который пришёл на церемонию захоронения в Заспу. Владимир хорошо помнит «дядьку Саню». Говорит, что Александр Титовец был весёлым, красивым, сильным парнем – образцом для подражания. К тому же играл на гармошке. В честь него Владимир впоследствии назвал своего сына, который под влиянием рассказов о тёзке выбрал профессию военного лётчика.

Гвардии капитан Александр Титовец любил свою семью. В последний раз был в гостях у родных перед началом финской войны. Тогда он ещё не был женат и уже был офицером. Во время Великой Отечественной войны старший брат, который воспитал А.И. Титовца, Никифор Иванович, воевал в 30-м стрелковом Хасанском полку 102-й сд. Убит в бою 27.01.1945 года, захоронен в Восточной Пруссии.

Сын и внук узнали о месте его захоронения. Узнали точно только 10 января 2014 года, когда в Заспу приехал А.Н. Митяненко и передал им копии найденных по их просьбе документов. Жена Никифора – Александра Денисовна Титовец, которая стала для лётчика А. Титовца второй матерью, прожила долгую жизнь. Скончалась в 1999 году, похоронена в деревне Заспа. Эта женщина долго не знала ни о судьбе мужа, ни о судьбе приёмного сына, за которого, конечно, переживала. Дело в том, что согласно существующему тогда закону похоронка отсылалась на адрес жены с расчётом, что она сообщит остальным родственникам. Жена А.И. Титовца похоронку получила 24 октября 1942 года, но родственникам ни во время войны, ни после сообщать ничего не стала.

Так получилось, что женщина, воспитавшая Александра Титовца, считала его пропавшим без вести. Это был её дополнительный источник боли, ведь помимо мужа и приёмного сына она потеряла родного брата – Архипа. Архип Титовец погиб в концлагере в 1944 году, захоронен в Брестской области.

Родной брат Александра Титовца Харитон умер от тифа в 1943 году. Его сын Яков (племянник А. Титовца) воевал, побывал в плену, вернулся с войны в деревне Заспа и там же похоронен. Родной брат А.И. Титовца Захар на войне был связистом, уволился из армии в звании капитана. Умер в конце 20 века, захоронен в Речице. Вся семья гвардии капитана оказалась героической. В этой среде и складывался его характер. Родная сестра Анастасия (по мужу Цыбульская) прожила долгую жизнь. Похоронена в Заспе (теперь недалеко от А.И. Титовца).

Только в 1968 году Захар на свой запрос в Министерство обороны получил ответ. В нём говорилось, что лётчик 11-го гиап капитан гвардии Александр Титовец погиб в воздушном бою, похоронен в местечке Приютино. Так, спустя 26 лет, семья узнала о гибели родного человека.

Ни жена Александра Титовца, ни его сын (да-да – у него вырос сын, о чём в Беларуси никто не знал!) не дожили до того момента, когда Михаил Кельбин вытащил останки из болота. Любовь Владимировна Титовец, которая в Сестрорецке неожиданно увидела репортаж, является вдовой сына. Она в тот же день организовала звонки в редакцию «100 ТВ» и газеты «Всеволожские вести».

Только таким образом мы узнали, что в Санкт-Петербурге живут внучка Александра Титовца Мария и его правнучка Арина. Сразу после возвращения из Беларуси Валентина Боброва и Михаил Кельбин (а позже и я) посетили семью ленинградских родственников лётчика А.И. Титовца. Михаил Кельбин отдал им гвардейский значок, который он нашёл на месте гибели Титовца.

Любовь Владимировна показала мне документы, подтверждающие родство. Оказалась, что жена А.И. Титовца – Евдокия Ивановна Григорьева-Шаврова была родом из деревни Бернгардовка (сейчас это микрорайон города Всеволожска). Брак был зарегистрирован сразу после окончания советско-финской войны, в марте 1940 года, но вместе супруги прожили мало. Большую часть времени Александр Титовец проводил в полку. С первых дней войны оказался на фронте. 5 мая 1942 года Евдокия Титовец выехала с маленьким сыном в эвакуацию в Челябинскую область (адрес эвакуации и был указан в анкете лётчика), там получила похоронку, а вернулась в Ленинград в августе 1944 года. Л.В. Титовец представила семейные реликвии – фотографии и письма лётчика к жене.

В газете «Всеволожские вести» уже была напечатана одна фотография лётчика. Она сделана, когда ему было 17 лет. Прошло чуть более четырёх лет, и посмотрите, каким суровым стало его лицо. Что делает с человеком война!

Письма – личные, они наполнены заботой о жене и сыне Славике. Гвардии капитан беспокоился, получили ли они его посылку, выдали ли им его аттестат. Вот что он писал в начале войны 17 июля 1941 года: «Обстановка очень напряжённая, основное ещё впереди. Прилагаем все усилия, чтобы к Ленинграду ни одна гадина не смогла пройти. Попытки пробраться к Ленинграду есть, но это для них пока ещё неосуществимо. Не долетая Ленинграда, германские лётчики уничтожаются истребителями и зенитной артиллерией»… «Нахожусь в Левашово. Живём на аэродроме в кустах. Всё время сидим у самолётов или в самолётах в ожидании вылетов».

А вот отрывок из письма от 19 марта 1942 года: «Мне присвоили новое звание и вручили орден Красной Звезды. Михаил получил орден Красного Знамени. Несколько дней я с ним находился в Доме отдыха, потом я уехал… Теперь мы стали гвардейцами и «гансов» будем бить по-гвардейски»… Миша – лучший друг А. Титовца – Михаил Матвеевич Гапонов. Вместе они воевали ещё на советско-финской войне.

На ноябрь 1941 года Михаил Гапонов совершил 263 боевых вылета, сбил два мессершмидта лично, один – в группе, три юнкерса в группе, за что был награждён орденом Красного Знамени. Воистину: скажи мне, кто твой друг, и я отвечу, кто ты. Из письма Александра Титовца от 22.06.1942 года: «Теперь напряжённый период боевой работы. Письма писать буду редко, но, несмотря на это, ты мне пиши чаще. Часто получаю письма от своего родственника Лаврентия. Он теперь на фронте – артиллерист». (Анатолий Митяненко нашёл документ, что Лаврентий Антонович Греханов воевал на Ленинградском фронте, а в 1944 – на Рижском фронте. Был награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды)…

Из последнего письма Александра Титовца к жене от 14 сентября 1942 года: «Очень жаль своего друга Мишу – недавно он не вернулся с задания. Получаю письма от своего братишки. Он тоже недалеко от меня (сравнительно). В августе месяце получил письмо от одного из своих земляков (из родной деревни)»…Миша – он же Михаил Матвеевич Гапонов не вернулся с боевого задания 30 августа, до сих пор числится пропавшим без вести. Александра Титовца назначили на Мишину должность. Но он недолго был заместителем командира эскадрильи – погиб через месяц после своего друга. Кстати, на другой день после гибели А.И. Титовца был сбит и его командир эскадрильи. Такой дорогой ценой доставалась лётчикам защита Ленинграда…

Супруга А.И. Титовца больше никогда не выходила замуж.Когда сын А.И. Титовца Вячеслав вырос, он предпринимал попытки найти могилу в Приютино. Но его туда не пустили, потому что в то время там находился полигон. Он посылал запрос в Министерство обороны, писал в редакцию газеты «Ленинградская правда» и таким образом разыскал однополчан А.И. Титовца. Они рассказали, что Александр Титовец был прекрасным профессионалом и очень хорошим человеком. Что он был сбит в районе поста Ковалёво. Любопытно, что через много лет рядом с этим местом – на Ковалёвском кладбище была захоронена его супруга.

Последствия событий

Когда Анатолий Митяненко прибыл на церемонию захоронения, местные жители забросали его просьбами, чтобы он нашёл следы их родственников. Сейчас он оказался надолго связан с агрогородком Заспа.

Правнучка лётчика А.И. Титовца Арина (которая, кстати, удивительным образом похожа лицом на прадеда) стала активно общаться с новыми родственниками с помощью Интернета. Сноха, внучка и правнучка впервые собрались поехать на родину лётчика. Так Михаил Кельбин, сам того не ожидая, когда бережно вынимал останки защитника Дороги жизни из болота, помог живым родственникам найти друг друга. Вот и рассуждайте после этого, нужны ли поисковики в России.

Так давайте не будем ждать каких-то особых случаев, чтобы семьи объединялись, чтобы близкие по языку и духу русский и белорусский народы сближались. Ведь наши защитники, когда жертвовали своей жизнью, хотели счастья и для тех, и для других.

Людмила ОДНОБОКОВА

Фото автора

На фото: Церемония захоронения в Беларуси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code