«Роман с танго»: это настоящее чудо

11 декабря, в день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» Карлоса Гарделя, мировая общественность отметила Международный день танго.  Мировая общественность – это сказано без всякого преувеличения, ведь танец, рожденный в притонах Буэнос-Айреса, давно покорил сердца жителей планеты. Не остались в стороне и наши северные широты – на невских берегах существует насколько танго-сообществ, есть студии и школы танго, одной из которых руководит наша землячка, жительница Колтушей Анна Левит.

«Это ведь настоящее чудо — в городе, обрекающем на одиночество, есть возможность встретиться, прикоснуться, создать что-то новое, чего не было до этой встречи, и расстаться без потерь, без объяснений и поисков виноватого, — убеждена Анна. — Единственная, может быть, возможность для многих на короткое время ощутить, что ты не один, что дышишь и движешься с кем-то в унисон…».

— Анна, с чего начался твой «роман с танго»?

— Ты не поверишь – с больничной койки. Пятнадцать лет назад – страшно подумать, уже пятнадцать! – попала я в тяжелую автомобильную аварию. Восстанавливалась долго, трудно. Из всех доступных развлечений – книги. Но читать я не могла – боль не давала сосредоточиться. Спать совсем не могла. Подруга принесла радиоприемник, и вот ночами напролет я слушала эфир.

Однажды совершенно случайно натолкнулась на какую-то радиостанцию, где рассказывали о композиторе Асторе Пьяццолла, который поднял музыку танго на небывалую высоту. Мелодии завораживающие, манящие, уносящие в какой-то другой, параллельный мир, где властвуют любовь и страсть, измена и прощение, борьба, покорность и снова борьба…

Вот с той передачи все и началось – пока лежала в больнице – а лежала я до-о-о-олго, — слушала только музыку танго. Это был какой-то прорыв в сознании – словно космос открылся передо мной.  И я дала себе слово – хоть в инвалидной коляске, хоть на костылях, но я обязательно научусь танцевать танго. Все сложилось более чем удачно – из больницы вышла с палочкой, а через пару месяцев усиленных занятий двигалась уже практически свободно.

— Кто учил тебя танцевать?

— О, это замечательный тангеро, прирожденный милонгеро Сергей Коробов.

— Э-э-э?

— Видишь ли, в мире танго принят особый язык, понять который непосвященному, действительно, сложно. Вот пара – он тангеро, она тангера. Те, кто пришли танцевать, кто любит и умеет это делать – тангерос. Танцевальный вечер, на котором танцуют танго, называется милонга. И в то же время милонга – это еще и название танца, и музыкальный стиль. А милонгеро… это образ жизни. Так называют преданных танго партнеров – существует даже Кодекс милонгеро, так называют целое направление в развитии танго, так называют себя его поклонники. Вообще, терминология у нас довольно запутанная, и лучше в нее не углубляться.

Так вот, учил меня Сергей Коробов, который, в свою очередь, постигал это искусство у известного во всем мире исполнителя танго Себастьяна Галассио. Сергей семь лет жил и работал в Аргентине, испанский выучил, и только затем, чтобы танцевать настоящее танго.

Я начала с того, что стала шляться на милонги – в качестве зрителя, это не запрещено, напротив, даже приветствуется.   В те дремучие времена их в Питере было раз-два и обчелся. Собственно, раз-два и было – в Доме офицеров на Литейном, и в Театре Музкомедии. Вот в театре мы и познакомились, причем Сергей подошел первым.

Оказалось, что он давно меня заметил – «фигуристая девица» — это его слова, — посещает чуть ли не каждую милонгу, но не танцует – почему? Да потому, что не умею!

Не знаю, чем я ему «глянулась» — возможно, свой искренней влюбленностью в танго, но он взялся меня учить.

Помню давние свои ощущения — не дышится, ноги не слушаются, пульс двести – танго-невесомость. Это знакомо каждому или каждой в начале пути к совершенству собственного танго. Этого не понять и не объяснить, через это только можно пройти — и назад дороги нет.

Конечно, этот период у всех разный, и только собственная сила воли и работа над собой будут гарантами победы в борьбе за независимость от зажатого в тиски тела, описывающего фигуры танго под ритмы Кумпарситы или Чикареры.

Ну а потом  были бесконечные практики, милонги, где уже можно было блеснуть мастерством, фестивали в разных городах России и за рубежом — в Австралии, Южной Корее, Германии, Голландии, Италии, Испании, Турции…

Я пошла по пути своего учителя – поехала на родину танго, в Аргентину, и четыре года провела в школе Фабиано Копелло, которая находится в чудесном городе со смешным названием Сан-Сальвадор-де-Жужуй.

— «Жужуйская» школа танго?

— Зря смеешься. Фабиан – один из известнейших в мире исполнителей в стиле танго-нуэво, и в его школу даже за большие деньги берут не всякого. Для меня это было, наверное, самое счастливое время. Там, кстати, и оформилось мое решение открыть школу танго в Санкт-Петербурге. Как видишь, все получилось.

— Какой главный принцип обучения в твоей школе?

— Обучение танцу, как и сам танец, должно быть в радость, не быть необходимостью, соревнованием или тяжелой работой — этого и так уже достаточно в нашей повседневной жизни. Мой долг и обязанность как учителя не состоит в несметном числе учеников, а в том, чтобы они умели общаться чувствами.

Важно не только подсчитать имеющееся у нас количество учеников, что, безусловно, важно с финансовой точки зрения, но и, кроме того, подвести честный итог и проследить за тем, как много наших выпускников оказалось в «салонах» — то есть овладели мастерством танца.

Мы должны быть искренними с самими собой, если мы хотим увидеть, как танго развивается.

— Анна, расскажи об истории возникновения этого танца.

— Представь себе, единого мнения на этот счет не существует. Есть несколько теорий о происхождении танго. Вот одна из них: изначально танец такого рода танцевали в борделях Буэнос-Айреса, который в то время был просто маленькой деревушкой. Окрестные гаучо, то есть пастухи, приходили в город в поисках развлечений, одним из которых были бордели – и танцы в них. Поскольку гаучо не меняли одежду и не мылись, танцевали они в заскорузлых штанах, что приводило к тому, что ноги их были согнуты в коленях, и пахли они соответственно — поэтому дамы отворачивали голову в сторону от кавалера.

Левая рука дамы обычно лежала на бедре кавалера – в максимальной близости от кармана с деньгами. Парам приходилось манипулировать между столами, поскольку места было мало.

Так возникли основные движения и па аргентинского танго, появившегося в Аргентине в середине 19-го столетия. Это был танец бедных кварталов, танец иммигрантов, приехавших в Аргентину за счастьем, – как и многие другие иммигранты всех веков и народов.

Вообще проследить за начальным развитием танго сложно – эти люди обычно не оставляли записей, а более образованные классы Аргентины презирали развлечения черни. Мелодии для танцев сплавились во-едино из испанского фламенко, аргентинской милонги, польской мазурки, африканской кандомбы, гаванской хабанеры и немецкого вальса. Оркестр обычно состоял из бандонеона  — это разновидность аккордеона, гитары, пианино, контрабаса или любого сочетания названных инструментов. Позднее к ним прибавились скрипка и флейта.

В 19 веке в Аргентине было много мужчин, но мало женщин. Поэтому борьба за обладание дамой – в борделе или как постоянной подругой – была достаточно острой. В ожидании, когда дама освободится от очередного партнера, мужчины часто танцевали друг с другом, оттачивая мастерство танца. Часто они соревновались друг с другом за право обладания дамой, поскольку обычно дама выбирала наиболее искусного танцора. Последним словом в этом поединке страстей иногда становился нож, вонзенный в спину более удачливого соперника. Возможно, поэтому танго называют танцем смерти.

«Я люблю, прежде всего, танго. Когда его еще играли в борделях, а не в академиях» — это слова  Хорхе Луиса Борхес, думаю, ему можно доверять. Кстати, слово «танго» появилось значительно раньше, чем сам танец. Изначально это слово использовалось на одном из Канарских островов для обозначения «собрания негров для танцев, для игры на барабанах», — эти барабаны также назывались «танго».

Как бы там ни было, но танго, зародившееся на портовых улочках Буэнос-Айреса, пригревшееся в ресторанчиках квартала Ла-Бока, быстро охватило все население Аргентины, позже Парижа, а потом и всего мира. Танго пытались искоренить, пытались выжечь этот «бунтарский танец» из сердец людей, но проходило время, танго возрождалось и вновь завоевывало души.

Этот танец оживал в самых неожиданных местах: на танцполах американских клубов, в модных европейских гостиных, под жарким солнцем Испании и на заснеженных просторах Финляндии. А ты знаешь, что существует очень серьезное направление в мире танца – финское танго? Нет?  Ну да, непросто  представить себе горячие страсти в исполнении суровых северян.

Так вот, финское танго танцуют десятки тысяч людей. Ежегодный танго-фестиваль в Сейнайоки собирает около 100 тысяч человек. В общем, со временем этот танец покорил даже тех, кто считал его неприличным и развратным, например, Папу Пия Х, который запретил «это», однако снял свой запрет после того, как в 1914 году ученики аргентинца Карлоса Аина станцевали перед ним в Ватикане.

— Чем танго принципиально отличается от других танцев?

— При всем многообразии возможностей современного городского человека, при всех вариантах проведения свободного времени, от шахмат до американского футбола, от компьютерных игр до боев без правил, аналогов танго нет. Танец аргентинских пастухов и городской шпаны Буэнос-Айреса сохранил для нас великолепный способ выразить эмоции, которым нет выхода в повседневности современной жизни.

Но сами-то эмоции и чувства остались. Их не выплеснешь в уличной драке или в любовном приключении, в семейной ссоре или на рыбалке. Они не растрачиваются за преферансом или за бильярдным столом. Их не зальешь водкой и не растрясешь многокилометровыми кроссами. Это принципиально другое. Здесь понимаешь смысл и правду старой фразы: «Мужчина выбирает путь, женщина выбирает мужчину». В конце концов, для человека западной культуры танго – едва ли не последняя возможность прилюдно, легально и безнаказанно выполнить старинный ритуал, с легкой руки американских юристов обозначенный ругательным словом «харрасмент».

В конце концов, это игра такая. И игре, о которой идет речь, столько лет, сколько прошло с того момента, как первый мужчина понял, что не только возможностью продолжения рода привлекает его это малопонятное, но чрезвычайно приятное на вид и на ощупь существо.

— Что, на твой взгляд, главное в танго?

— Танго – танец противоречий. Трудно сказать, чего в нем больше – любви, страсти или ненависти? Многие танцуют танго, потому что им хочется скинуть с себя привычную маску обыденной жизни и стать такими, какие они есть.

Те, кто танцует танго, знают вкус безграничной свободы, который приправлен легкой горечью расставания. Случайные партнеры порой дарят друг другу куда больше, чем старые знакомые. Какое им дело, кем был их партнер за дверью милонги? Сейчас он другой. Он настоящий. Поэтому двое совершенно незнакомых людей, встретившихся на паркете, ведут свою собственную борьбу под чарующие звуки музыки.

Неважно, насколько сильна борьба внутри пары, она все равно не сравнится с борьбой между парой и окружающим миром. Любовь и страсть, ненависть и желание объединяют двоих против всего и всех. Это побег. И это танго.

Беседовала Светлана ЗАВАДСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code