Проблема есть, решения пока нет

В минувший четверг в пресс-центре «Балт-Инфо» состоялось заседание «круглого стола» на тему «Если соседи – мигранты», на котором представители Управления Федеральной миграционной службы, прокуратуры, администраций районов, а также юристы и общественные деятели обсудили возможности решения проблем бытовых взаимоотношений жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти и иностранцев.

«Действительно, сегодня люди все больше обеспокоены тем, кто живет с ними рядом и на каком основании, – констатировала начальник Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти Елена Дунаева. – На заявления реагируют и полиция, и ФМС (сотрудники миграционной службы не вправе самостоятельно проверять жилые помещения, только совместно с сотрудниками полиции). По нашему «такому хорошему» закону иностранные граждане не подлежат регистрации, а только ставятся на миграционный учет».

По словам главы УФМС, несмотря на то, что жители города и области тревожатся о том, что проживают рядом с мигрантами, в России не существует законодательного регулирования вопроса об условиях предоставления иностранным гражданам жилья в аренду и того, сколько человек может проживать в одной квартире. То есть создание «резиновых квартир» и «резиновых домов», так характерных для Ленобласти, не является ни административным, ни уголовным преступлением, как можно было бы предположить, а значит, наказывать мигрантов-соседей не за что. Тем не менее такие дома и квартиры все-таки ставятся на учет правоохранительными и миграционными службами с тем, чтобы контролировать действия и нанимателей, и арендодателей.

«Мы понимаем, что иностранные граждане вызывают вопросы с точки зрения безопасности, – подчеркнула Елена Дунаева. – А потому нашей задачей является выстраивание системы четкого контроля за их проживанием. Но предполагать, что каждая наша проверка должна заканчиваться выселением иностранных граждан, не стоит. У нас нет такой возможности, если иностранный гражданин не нарушает миграционного законодательства».

Впрочем, порой действующие нормы права нарушают не сами жильцы, а те, кто сдает им свои дома и квартиры в аренду. Многие арендодатели заселяют мигрантов в свои квартиры, не проверяя их документов, не заключая договоры и не оплачивая по показаниям приборов учета повышенную квартплату. А ведь если квартира не оснащена индивидуальными приборами учета, в ней зарегистрирован один человек, а потребляют коммунальные услуги десять проживающих мигрантов, то сумма, которую недоплачивает собственник «резиновой квартиры», распределяется между всеми жильцами дома на основании показаний общедомовых приборов учета.

На сегодняшний день УФМС, прокуратура, депутаты городского и областного парламентов пытаются изменить действующие нормы закона с тем, чтобы юридически установить минимальный размер площади, которую может занимать один человек, и пресечь тем самым образование «резиновых квартир». Скорее всего, этот показатель будет приближен к социальной норме жилой площади для российских граждан, сейчас она составляет 18 квадратных метров.

«Мы ведем работу, чтобы закон изменился, но принципиального разворота ситуации пока констатировать не можем», – отметили участники дискуссии. Тем не менее уже 10 декабря вступила в действие норма, регламентирующая порядок проверки сотрудниками полиции жилых помещений на предмет незаконной их сдачи в аренду. Правда, под это дело могут попасть не только иностранные мигранты, но и незарегистрированные граждане России.

Что касается «обратной стороны медали» – не законодательной – проблемы восприятия иностранных соседей жителями города и области – здесь спикеры единодушно сошлись во мнении, что «это ни в коем случае не межнациональный конфликт, а бытовой». Это проблема культурных и бескультурных людей.

Подготовила Светлана ЗАВАДСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code