Прививка лесом

Школьные лесничества – одна из форм внеклассной работы с детьми. Руководителем лесничества является либо опытный педагог, либо работник лесничества. Зачастую с ребятами занимаются ветераны лесного хозяйства Ленинградской области. В этом году школьные лесничества получили мощный импульс – по инициативе губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко разработана специальная программа для их развития.Вся деятельность школьных лесничеств направлена на воспитание бережного отношения к природе и углубление знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии. Для этого проводятся занятия по экологии и биологии леса, лесоводству, защите лесов от болезней, экспериментальные и практические уроки.

Ребята развивают пришкольные питомники, организуют экологические тропы, помогают охранять лес, проводят уборки, развешивают скворечники и посещают особо охраняемые природные территории.

Два года назад в Лесновском Центре образования, в рамках проектной деятельности старшеклассников, появилось собственное школьное лесничество с говорящим названием – «Берендеи». «Дело это очень нужное, – говорит учитель биологии Т. И. Носова. – Ребята не просто сидят за партами, они занимаются социально направленной практической деятельностью. К тому же, общаясь со специалистами – лесничими, пожарными – приобретают важные коммуникативные навыки, которые им очень пригодятся в жизни». Тамара Иосифовна возглавляет это направление дополнительного образования в школе, а курирует его работу лесничий Сергей Александрович Павлишин.

Школьные лесничие взяли под опеку участок леса площадью 98 гектаров на речке Смородинке, где, занимаясь восстановительной работой, посадили 3300 молодых сосен. Позаботились они и о пришкольной территории: высадили шестьдесят декоративных кустарников – черноплодную рябину, барбарис и сирень. Эти саженцы – подарок Приозерского лесничества.

Деятельность начинающих лесничих не ограничивается только посадкой кустов и деревьев – полученные на школьных занятиях экологические знания ребята стремятся сделать общим достоянием. В поселке Лесное они провели две акции: «Лес – наше богатство» и «Береги лес от пожара», нарисовав и расклеив красочные листовки, которые привлекли внимание местных жителей. Первая из акций была направлена на предупреждение вырубки елей к новогоднему празднику, вторая обращена к тем, кто разводит в лесу костры. Занимались подростки в рамках Межрегионального экологического движения «Экологическая Безопасность» и очисткой прибрежных зон от мусора. Под руководством учителя технического труда сделали скворечники и развесили их в поселке. В ближайших планах – изготовление на уроках труда кормушек для птиц и, конечно, зимняя подкормка пернатых.

Коллективная деятельность старшеклассников по изучению леса как экологической системы нашла отражение в исследовательской работе «Войди в лес другом», с которой Александра Павлюк выступала на школьной научно-практической конференции и на районной экологической олимпиаде. Структура работы свидетельствует о том, что это настоящий научный труд: одна глава посвящена значению леса в жизни людей, в других главах рассказывается о многообразии видов растений смешанного мелколистного леса и его санитарном состоянии.

Первые выпускники лесничества – 22 человека – уже окончили общеобразовательную школу, причем одна из девушек поступила в Санкт-Петербургскую лесотехническую академию. Впрочем, среди выпускников Т.И. Носовой и раньше были ребята, избравшие будущей профессией экологию и «лесное дело». Алена Мясникова, к примеру, уже окончила это учебное заведение. Она подарила родной школе свою работу о вредителях леса, которая теперь служит учебным пособием для юных лесничих.

В этом учебном году Т.И. Носова приняла в школьное лесничество новую группу – семиклассников, которые с удовольствием рассказали, как много удалось им уже узнать и о деревьях, и об обитателях леса, и о том, как правильно собирать грибы, ягоды и орехи. Занимаются эти счастливчики по авторской программе своего педагога, которая рассчитана пока на один год, а затем, по мере продвижения вперед, будет дополняться новыми разделами. Два часа в неделю школьники экологического класса занимаются теорией: посещают занятия в Центре экологии при Музее воды на Шпалерной, встречаются с лесничими, внимательно слушают Тамару Иосифовну, которая учит их не только любить природу, но и беречь её. О том, как легко нарушить экологическое равновесие, ее ученики знают не понаслышке: на их глазах гибнет лес и из-за строительства автомагистрали, и из-за варварского отношения туристов, и из-за мусорных свалок.

На практические занятия «берендеи» ездят на школьном автобусе на свою «делянку», где их ждет большая и важная работа. Во-первых, нужно ухаживать за саженцами, а весной производить досадку, если не все молодые сосенки прижились. Надо найти, сосчитать и огородить все муравейники, а также очистить свои лесные угодья от мусора. Много дел у юных лесничих, но под руководством своих наставников справятся с любыми трудностями.

Скоро у «берендеев» появится собственная узнаваемая форма с эмблемами. Средства на форму и на организацию деятельности лесничества по заданию губернатора выделены правительством Ленинградской области.

Ещё одно школьное лесничество начало работать год назад в Токсовском Центре образования. С учениками младших и средних классов занимается педагог дополнительного образования Надежда Вадимовна Осипова.

Она поставила перед собой большую и серьезную задачу: «привить детям вкус к познанию на теме охраны природы и изучения животного мира».

К реализации этого замысла Надежда Вадимовна привлекает разных специалистов. Осенью в гостях у юных лесничих побывали представители организации Greenpeace. Они провели мастер-класс, а затем вместе с ребятами заложили питомник саженцев. В этом учебном году юные лесничие встречались с юристом, с помощью которого составили первое в своей жизни природоохранное обращение к представителям власти, ответственным за состояние окружающей среды в регионе.

Администрация Токсовского поселения закрепила за школьным лесничеством 20,6 га леса. 5 октября ребята уже провели там акцию по уборке территории, к ним присоединились и волонтеры. Н.В. Осипова мечтает восстановить первоначальное назначение этого участка, который когда-то был излюбленным местом отдыха местных жителей и горожан. Если ее планы осуществятся, то в лесу, что неподалеку от зубрятника, снова появятся сказочные деревянные скульптуры и будет построен детский городок.

«Лесная команда» и «Отряд супероленята» – младшие группы школьного лесничества. Но это еще не вся экологическая команда. В рамках школьного лесничества работает подростковый конный патруль «Лесной дозор». Автор этой замечательной идеи – владелица частной конюшни местная жительница Марина Миронова, организовавшая неформальный молодежный клуб. А ее соавторы – ученики старших классов, которые вот уже три года учатся ухаживать за лошадьми, осваивают верховую езду. Именно они обратили внимание своего руководителя на безответственное поведение туристов и местных жителей, захламляющих лес и берега водоемов и тем самым нарушающих хрупкое экологическое равновесие, и решили внести свою лепту в дело экологии.

1 марта на встрече, где рассматривался вопрос о создании в Ленинградской области молодежной экологической инспекции, эти ребята выступили с собственным проектом, который вызвал живой интерес. Сейчас токсовские ковбои – у них и форма одежды соответствующая, ковбойская, – патрулируют побережье Кавголовского озера, сообщают о несанкционированных свалках в администрацию муниципального образования.

Губернатор области Александр Дрозденко оказывает большую помощь этому школьному лесничеству – он распорядился направить на его развитие значительные материальные средства. На эти деньги будут приобретены микроскопы для изучения растений, бинокли для наблюдения птиц и несколько полевых лабораторий для мониторинга состояния воды в озерах. А еще губернатор подарил юным лесничим микроавтобус – большое подспорье для работы и проведения экскурсий.

Конечно, в новом деле без проблем не обходится, но касаются они главным образом организационных вопросов. Пока у Марины Мироновой нет постоянного места для конюшни, и ей уже несколько раз приходилось переезжать. В решении этой проблемы могло бы, наверное, помочь Приозерское (в ближайшем будущем – Всеволожское) лесничество, выделив в долгосрочную аренду участок территории. Там могли бы разместиться и лошади, и другие многочисленные животные, которые нашли в хозяйстве Мироновой приют.

Было бы неплохо решить вопрос об оплате труда руководителей школьного лесничества и конного патруля, которые пока осуществляют свою деятельность практически на общественных началах. Работа на чистом энтузиазме рано или поздно теряет смысл.

Но от этих «взрослых» проблем детей оберегают, и они с воодушевлением высаживают деревья, изучают повадки лесных обитателей, учатся беречь лес. В том, что из этих детей вырастут настоящие защитники природы, уверен Валентин Анатольевич Петров, куратор токсовского школьного лесничества.

Сегодня в Ленинградской области действуют восемь школьных лесничеств. Они работают во Всеволожском районе, по мере своих сил борются за сохранение природы. В них обучается 189 детей. В ближайшее время планируется расширить географию и создать новые школьные лесничества в тех районах, где их пока нет. Ожидается, что уже в следующем году школьные лесничества распахнут свои двери для 250 ребят. Плюс к этому будут организованы факультативные занятия для детей из младших классов, в которых примут участие более 600 школьников.

Программа, которую предлагают школьные лесничества, интересна и обширна. Ребята успешно участвуют и во всероссийских мероприятиях. Так, совсем недавно две школьницы из Кингисеппской гимназии – Анна Кузнецова и Фидан Мадиева –представляли Ленинградскую область на II Всероссийском съезде школьных лесничества в Красноярском крае. И они оказались лучшими в конкурсе проектов освоения лесного участка «Рациональный лесопользователь».

Еще одно мероприятие федерального уровня, в котором традиционно показывают хорошие результаты юные лесоводы из Ленинградской области, – это конкурс «Подрост». Его учредителем является Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство образования и науки. Ребята соревнуются в различных номинациях сначала на региональном уровне, а потом победители выходят на всероссийские соревнования. В мае этого года Светлана Садкова из Кингисеппской школы очень достойно представила наш регион и заняла второе место.

«Безусловно, мы понимаем, что далеко не все выпускники школьных лесничеств пойдут поступать в профильные учебные заведения. Хотя лесная отрасль сегодня может предложить достойную оплату труда и интересную работу, – комментирует председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области Алексей Эглит. – На мой взгляд, самое главное, это сформировать у ребят любовь к природе, которую они пронесут через всю свою жизнь, даже если не свяжут ее с благородной профессией лесничего».

Нина УСТИЧЕВА

Фото Антона ЛЯПИНА

На снимках: Т.И. Носова со своими «берендеями».

Марина Миронова и её конный патруль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code