Идут поезда нелегальной миграции…

«Столкновения, которые произошли в московском микрорайоне Бирюлёво, показывают: глухота власть имущих к требованиям народа, нежелание искать совместных решений проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих уже сейчас выводит ситуацию за грани критической черты».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев)
«Россия, не копируя слепо и бездумно чужие модели доведённой до абсурда политкорректности, мультикультурализма западного образца или ультралиберального рынка, должна совершенствовать модель собственного развития, борясь с социальным неравенством и добиваясь возможности для самореализации каждого».
Сергей Иванов, руководитель Администрации Президента РФ
(из выступлений на XVII Всемирном народном русском соборе в Москве)

В течение двух дней (27–28 октября) в гостинице «Октябрьская» в рамках семинара-совещания руководителей и обозревателей региональных СМИ, организованного Альянсом руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) совместно с Управлением Верховного Комиссара ООН (УВКБ ООН), была всесторонне рассмотрена тема: «Роль СМИ в освещении проблем беженцев и мигрантов в России». Для участия в мероприятии были приглашены 25 главных редакторов и обозревателей региональных СМИ.

Проблема перемещения людей остаётся одной из наиболее актуальных в России, особенно в последнее время. Намного увеличилось число трудовых мигрантов в разных регионах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Люди по разным причинам покидают родные места. Многие из них утратили гражданство и доступ к основным правам человека. И потому в рамках семинара шёл конкретный разговор о положении незащищённых лиц, об их интеграции в новую среду, об оказании помощи этим людям со стороны власти и местного общества.

В процессе работы присутствующие заслушали выступления исполнительного директора Альянса (АРС-ПРЕСС) С. Дубинской, представителя Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев Б. Вак-Войя, Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге А. Шишлова, Советника по программам Представительства УВКБ ООН в РФ Т. Анисимовой, директора Центра миграционных исследований Д. Полетаева, заместителя начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Г. Кудия, вице-президента Российского Красного Креста Т. Линёвой, председателя афганской общины в Санкт-Петербурге М. Н. Гуля и председателя ОО «Ичумби» В. Манирагены. После каждого выступления происходил заинтересованный обмен мнениями. Вышеперечисленные докладчики в основном освещали ситуацию с беженцами и лицами, ищущими убежище в Российской Федерации.

По данным Правительства РФ на 1 января 2013 года, беженцев, зарегистрированных ФМС, всего лишь 801 человек. Лиц, имеющих статус временного убежища, зарегистрированных в ФМС, – 3727, а лиц, подавших прошение о получении статуса беженца, – 2181. О предоставлении временного убежища в ФМС России ходатайствуют 1708 человек.

Этим людям оказывается правовая, медицинская и материальная помощь, для них есть места временного пребывания. Российская Федерация по отношению к этим людям выполняет все обязательства согласно участию в международных программах ООН. При этом граждане нашей страны всегда сочувственно относились и относятся к людям, покинувшим свои страны под угрозой физического истребления. Беженцы не являются раздражителем российского общества; количество их невелико, да и ведут они себя соответственно.

Другое дело – неконтролируемая миграция. И потому, на мой взгляд, заслуживает особого внимания выступление руководителя Управления Федеральной миграционной службы РФ по СПб и ЛО Е. Дунаевой:

«Я очень рада встретиться с главными редакторами и обозревателями СМИ, поскольку от объективного информирования наших граждан зависит многое. Да и у вас, пишущих на тему проблем миграции, появится возможность узнать реальную картину.

Сначала несколько слов о беженцах и лицах, ищущих убежища на территории России. В целом определены органы исполнительной власти, уполномоченные на работу с лицами, ищущими убежища, разработана национальная процедура определения статуса лиц, ищущих убежище, создана необходимая инфраструктура, создана целая сеть НКО, оказывающих помощь этим людям.

В соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством РФ предоставляет помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства три формы убежища: политическое, признание беженцем и временное убежище. Наибольшее число обращений о предоставлении убежища в РФ по всем этим направлениям было в 2008 году (2796 человек). Затем до 2012 года произошло большое снижение. В текущем году мы наблюдаем небольшое увеличение обращений в связи с военными действиями в некоторых странах.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам указом Президента РФ с учётом государственных интересов РФ.

Что же касается граждан СНГ, многие из приезжающих хотят получить разрешение на пребывание в РФ, легализоваться, найти работу и улучшить своё материальное положение.

При этом мы разделяем таких граждан на категорию лиц, имеющих достаточную причину (угроза жизни, преследование по религиозным и иным мотивам) не возвращаться на свою родину, и на лиц, скрывающихся от правосудия.

В федеральном законе «О беженцах» сегодня у нас отсутствуют чёткие критерии для предоставления временного убежища в РФ, и это приводит к зло-употреблениям права на убежище некоторыми группами иностранных граждан и их детьми. При этом эту категорию граждан не стоит путать с мигрантами, приехавшими в нашу страну по своему желанию.

Категория трудовых мигрантов из стран СНГ – это большая и самая проблемная категория, это люди, которые приезжают, не имея на территории РФ «принимающей стороны». Они не представляют, где они будут жить и зарабатывать себе средства для существования, ориентируясь на какого-то возможного работодателя. С точки зрения закона – у нас безвизовый въезд; эти граждане могут находиться на территории РФ в течение 90 суток без каких-либо разрешительных документов. Они пересекают нашу границу по своим внутренним документам.

На сегодняшний день есть закон «О въезде на территорию РФ и выезде», он определяет перечень оснований (отсутствие средств, обратный билет, место проживания и другие), по которым иностранному гражданину может быть отказано во въезде на нашу территорию. А в регламенте Федеральной пограничной службы такой перечень отсутствует. И потому закон «О въезде…» не может быть реализован. Но мы с этим работаем.

С этого года мы стали активно применять такой механизм, как «закрытие въезда». Иностранные граждане, нарушившие режим пребывания (90 суток), не смогут въехать в РФ в течение 3 лет. На сегодняшний день мы отказали во въезде более 300 000 иностранных граждан. Иностранным гражданам, совершившим более одного административного правонарушения, также запрещается въезд в РФ. Эта норма «работает» очень хорошо. Ежедневно до 25 человек, прилетающих в Пулково, возвращаются туда, откуда прибыли. Но проблема есть. У нас до сих пор нет конкретного механизма привлечения иностранной рабочей силы.

К примеру (весьма условно), если у субъекта Федерации квота 100 человек, это абсолютно не означает, что приедет на работу именно столько. Приедет кто захочет, когда захочет и в любом количестве. Нужно менять механизм привлечения как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы. Нужно на законодательном уровне определить: идёт ли речь сегодня об организованном наборе иностранной рабочей силы?

В прошлом году была принята и утверждена Президентом «Концепция государственной миграционной политики», и впоследствии правительство утвердило план мероприятий по реализации этой концепции. К 2015 году должен быть подготовлен законопроект об организованном наборе. По этому закону иностранный гражданин, пусть даже в «безвизовом порядке», въезжает, но если он въезжает для осуществления трудовой деятельности, то должен иметь проект трудового договора и своего работодателя.

У нас достаточно полномочий для того, чтобы осуществлять и систему контроля за миграцией, и меры по выявлению нарушителей. Мы работаем совместно с МВД и прокуратурой. Мы работаем и по «местам проживания» иностранных граждан. У нас есть база данных по учёту иностранных граждан. В этой базе данных с 2007 года содержится досье на каждого иностранного гражданина, пересёкшего границу РФ. Предстоит ещё много сделать.

Время и ситуация торопят. К примеру, история в Бирюлёво мне понятна: как мы все понимаем, никто не может и не станет ходить по городам и весям с сеткой и отлавливать нелегалов. У нас нет и не может быть тотального контроля. Мы понимаем, что система миграционного учёта подвергается критике в том плане, что «бедному и несчастному мигранту» у нас и шагу ступить не дают. Да, любой иностранный гражданин, задерживающийся на территории РФ свыше 7 суток, должен стать на миграционный учёт. Но ситуация сейчас такова, что такой гражданин не обязательно должен находиться в том месте, где он встал на миграционный учёт. И никто не может выяснить его местонахождение в нашей огромной стране.

Если вернуться к Бирюлёво, то несколько дней назад мы получили очень хороший закон: закон об ответственности местной власти за события, произошедшие на вверенной им территории. Я считаю, что на конкретной территории всё довольно хорошо видно. Мы все ходим «по своей» территории. И когда на овощной базе в Бирюлёво после известных событий было одномоментно выявлено более 700 иностранных граждан, нарушающих миграционное законодательство, то возникают вопросы. У нас в Санкт-Петербурге и Ленинградской области ситуация в этом плане значительно лучше. При этом главы городов и муниципальных образований у нас являются членами координационных советов по вопросам безопасности. И каждый глава муниципального образования имеет право ставить те или иные вопросы перед руководителями силовых блоков и контролировать исполнение. То же и с миграцией.

Как мне кажется, самая большая проблема в том, что и в мегаполисах, и в других населённых пунктах граждане России не хотят видеть мигрантов в принципе; им сейчас всё равно: есть основания у иностранного гражданина находиться в России или нет, потому что мигрантов стало очень много. Они раздражают местных жителей. Но, с другой стороны, и мигранты должны учитывать наши правила общежития и наш менталитет. Наши законы для мигрантов, увы, зачастую не являются обязательными к исполнению. Отсюда раздражение и даже агрессия.

Всеволожский район и другие близлежащие районы Ленинградской области привлекают наибольшее количество мигрантов. Последние 6–7 месяцев мы наблюдаем огромное желание многих мигрантов получить законное право находиться на этих территориях. При проведении проверочных мероприятий ещё год назад 50% от общего числа проверяемых нарушали режим пребывания. Сейчас эта цифра снизилась до 20%. От этого проблем меньше не стало. Имея законное основание находиться здесь, иностранный гражданин не имеет жилья; люди приспосабливаются, как могут, и живут, где угодно. Это влечёт за собой ухудшение криминогенной обстановки в районе. Многие из них не имеют дохода. Многие мигранты стали покупать патенты и считать его наличие основанием для пребывания в стране. Близится зима, и те, кто что-то там «копал» и жил в шалаше, лишится и заработка, и жилья. И потому для нас главное – это наличие «принимающей стороны», которая должна обеспечить мигранту хотя бы минимум условий для жизни. И потому предприниматели должны активно включаться в это дело или отказываться от привлечения иностранной рабочей силы. Мигранты – это люди, а не средство производства для извлечения прибыли. Вместо того чтобы развивать производство, некоторые привлекают дешёвую неквалифицированную рабочую силу, за которую не несут никакой ответственности.

При этом стоит отметить, что правовое сознание наших граждан далеко от идеала: наши граждане регистрируют нелегальных мигрантов в своих квартирах, дают им работу. Если мы сами допускаем нарушение закона, то и от них мы выполнения законов не дождёмся. А это наша безопасность.
Нашим гражданам не должно быть всё равно, кто рядом с ними живёт и кто у них работает. Мы реагируем на все сигналы о возможных нарушениях миграционного законодательства. Должна быть чёткая работа по информированию тех, кто должен этим заниматься.

Сейчас ситуация с миграцией не такая сложная, как в былые годы. За шесть месяцев в СПб и ЛО въехало менее 600 000, из них 66% из стран СНГ. К нам раз в неделю приходит поезд из Ташкента – это около 700 человек. В настоящее время у нас не более 100 000 нарушителей миграционного режима – никакими миллионами «здесь не пахнет». При этом следует отметить, что приезжие с Северного Кавказа и других регионов – это граждане России, просто внешность у них отличная от славянской.

Также следует сказать и о том, что въезжающие на территорию РФ иностранные граждане сейчас проходят процедуру дактилоскопии. По итогам 9 месяцев мы дактилоскопировали
243 000 иностранных граждан – это те, кто получал разрешение на работу, патенты, регистрацию. Эти данные мы передаём в ГИАЦ МВД. Это происходит потому, что многие иностранные граждане, которым запрещён въезд в РФ, зачастую меняют документы, вносят в них поправки и опять приезжают к нам. Это помогает и самим иностранным гражданам – они частенько попадают в беду.

Я так подробно рассказывала о миграционной ситуации для того, чтобы вы в своих репортажах и телепередачах правильно информировали наших граждан. Это пойдёт всем нам на пользу». В завершение семинара-совещания состоялся «круглый стол», на котором представители СМИ, освещающие проблемы миграции, обменялись мнениями.

А спустя два дня в КДЦ микрорайона Южный г. Всеволожска состоялось заседание Общественного совета при главе администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области. На тему: «Миграционная политика во Всеволожском районе. Текущая ситуация. Проблемы, пути развития. Привлечение социальных ресурсов (учреждений образования и здравоохранения) при интеграции и обустройстве мигрантов».

Представитель отдела ФМС России по СПб и ЛО во Всеволожском районе обрисовала миграционную ситуацию в районе и ответил на вопросы; здесь же выступили представители комитета по образованию и МБУЗ «Всеволожская клиническая центральная районная больница».

После обсуждения докладов была сформулирована резолюция и принято решение: обратиться к руководству отдела ФМС с рекомендацией усилить контроль за незаконной миграцией, а также обратиться к гражданам города с просьбой сигнализировать о всех нарушениях в этой сфере. Общественный совет оставил за собой право контроля за исполнением поручений.

Владимир ШЕМШУЧЕНКО
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code