Был сбит самолёт у Приютино…

22 января 2012 года на сайте программы «Жди меня» разместил заявку Александр Владимирович Евдоченко из Саратовской области. Он хотел найти родственников или друзей, которые рассказали бы ему про Александра Ивановича Титовца. А.В. Евдоченко является его внучатым племянником, в честь него назван Александром. Кроме того, А.В. Евдоченко так же, как и дед, выбрал профессию военного лётчика.

Житель посёлка Рахья Михаил Кельбин об этой заявке, конечно же, не мог знать. Однажды он прочитал на форуме поисковиков, что недалеко от Музея-усадьбы Приютино были замечены останки самолёта, разбившегося во время Великой Отечественной войны. Выехав в Приютино, Михаил нашёл место падения самолёта. Это была воронка, заполненная водой. 23 февраля 2012 года Михаил с двумя друзьями – Сергеем Терентьевым и Дмитрием Кугаем – начал раскопки. (Не удивляйтесь этому – молодые люди проводят праздники по-разному). Втроём распилили литовкой 40 сантиметров льда, вручную вёдрами отчерпали воду из воронки, начали копать глину и извлекли стойку шасси, кусок центроплана, различные элементы самолёта ЛаГГ-3, в том числе позже – пушку ШВАК, согнутую в дугу. Показались первые фрагменты костей, стало ясно, что пилот погиб вместе с самолётом. Но воронка быстро заполнялась водой, и работы пришлось остановить.

Летом этого же года была предпринята ещё одна попытка. Чтобы узнать, кто был пилотом, требовалось найти номер самолета, который выбивался на верхнем щитке, закрывающем шасси. К счастью, номер сохранился – от сильного удара щиток был сильно деформирован, но цифры уцелели. Благодаря помощи Ильи Геннадьевича Прокофьева, одного из лучших в России специалистов по поиску самолетов времён войны, удалось установить, что на самолете ЛаГГ-3 с заводским номером 31212684 погиб гвардии капитан Александр Иванович Титовец.

ЛаГГ-3 в Красной Армии называли «Рояль», или «Красавец», из-за того, что его корпус имел изящную вытянутую форму. Тем не менее, по отзывам немецких пилотов, именно этого самолёта они опасались больше всего в первые месяцы войны. Истребитель имел мощное огневое вооружение, что, кстати, создавало ещё и психологический эффект: когда ЛаГГ-3 стрелял, наблюдался огромный сноп огня.

На Дороге жизни такие самолёты использовались в роли истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Они сопровождали транспортные самолёты, караваны судов с эвакуируемыми жителями по Ладоге, отгоняли немецких штурмовиков, летевших бомбить Ленинград. Это был одноместный одномоторный моноплан, сделанный из дельта-древесины, пропитанной специальным составом. Во время войны ходила легенда, что И.В. Сталин, не поверив, что истребитель сделан из негорючего материала, пытался поджечь дельта-древесину с помощью собственной трубки. У него не получилось. Однако из-за того, что древесина была спресованная, она была тяжёлой, поэтому самолёт ЛаГГ-3 был плох для манёвров на низкой высоте, уходил в штопор. Смертность среди пилотов советских истребителей была очень высока.

По характеру найденных в Приютино останков поисковики установили, что данный ЛаГГ-3 ушел в болото под углом приблизительно 45 градусов. Он был подбит в бою, гореть не мог, но при ударе о землю взорвался вместе с лётчиком. На месте взрыва образовалась воронка…

Заявка в программу «Жди меня» вышла в эфир через год, 5 мая 2013 года. Михаил Кельбин об этом ничего не знал. Но, повинуясь внезапному порыву, через месяц после эфира, в июне 2013 года, он вновь отправился к месту падения самолёта. Ему на руку сыграло обстоятельство, что лето выдалось сухое, и вода больше не мешала поиску останков. М. Кельбин приходил несколько раз в одиночку и доставал фрагменты скелета. Для того чтобы их найти, ему приходилось через руки пропускать каждую горсть глинистой почвы. Останки находились примерно на глубине 2-х метров. Вместе с ними в болоте лежали орден Красного Знамени и Гвардейский знак.

С обратной стороны Ордена Красного Знамени выбит индивидуальный номер. Орден принадлежал заместителю командира эскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиаполка 7-го гвардейского истребительного корпуса капитану Александру Ивановичу Титовцу.

Военный лётчик Александр Евдоченко из Саратовской области стал общаться с Михаилом Кельбиным из Всеволожского района через Интернет. Михаил описал примерную картину гибели героя, о которой родные знали совсем мало. Когда Александр Титовец погиб, Белоруссия была в оккупации, и похоронку его семья получить не могла. Александр Евдоченко в ответ прислал фотографию лётчика. С фотографии смотрит на нас красивое молодое лицо с мужественным взглядом. По воспоминаниям родственников, до войны Александр Титовец был весёлым парнем, хорошо играл на гармошке. Семья очень гордилась тем, что выходец из небольшой деревни научился летать. В кадровой армии он стал служить с 1937 года. Орден Красного Знамени, который в своих руках держал Михаил Кельбин, А.И. Титовец получил за образцовое выполнение боевых заданий во время советско-финской войны.

Полк, в котором служил А.И. Титовец, в сентябре 1942 года базировался на аэродроме Сосновка (на территории современного Сосновского парка Санкт-Петербурга). В сентябре-октябре 1942 года в задачи полка входила поддержка действий наземных войск в районе Шлиссельбурга, Осиновца, Невской Дубровки. Вполне возможно, что во Всеволожском районе до сих пор живут люди, которые видели в небе самолёт гвардии капитана Александра Титовца.

В 1942 году А. И. Титовец был награждён орденом Красной Звезды. Из наградного листа: «Лейтенант Титовец в боях за Родину против немецких захватчиков проявил подлинный героизм и отвагу. С первого дня начала Великой Отечественной войны товарищ Титовец участвует в защите города Ленина. За это время имеет 235 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв. На штурмовку наземных войск и аэродромов противника имеет 26 вылетов, все они были успешными. Так, 9 августа 1941 года лейтенант Титовец произвёл разведку в районе деревни Сакс-Мышкино и обнаружил автоколонну с танками до 40–50 единиц. После разведки в составе 6 самолётов произвёл штурмовку этой колонны, в результате чего было три очага пожара в колонне. 10 августа 1941 года штурмовал и бомбил мотомехвойска противника по шоссейной дороге Волна-Извоз. Из автомашин выпрыгивала пехота противника, которую расстреливали из пулемётов. В результате штурмовки в колонне было 4 очага пожара (горели автомашины) и много было убито разбегавшейся пехоты противника. 25 августа 1941 года в составе 7 самолётов штурмовал аэродром противника Спасская Полисть. В результате штурмовки было зажжено 6 самолётов противника. За эту штурмовку имеет благодарность от командования Ленинградского фронта. 30 августа, по данным партизанского отряда, штурмовал и бомбил штаб пехотного полка противника в деревне Буяницы. В результате штурмовки штаб был уничтожен (сгорел). За эту штурмовку имеет также благодарность от командования 7-го истребительного авиакорпуса. На разведку аэродромов и тылов противника имеет 9 вылетов. Все они были успешными. Так, 3 сентября 1941 года произвёл разведку аэродрома м. Лисино. В результате разведки обнаружил до 10 незамаскированных самолётов противника МЕ-109 и до 5 замаскированных бомбардировщиков. На сопровождение своих бомбардировщиков было 12 вылетов, все успешные. Летал на самолётах И-16 и ЛаГГ-3. Все боевые задания лейтенант Титовец выполняет как  истинный патриот Родины, вкладывая все свои силы и знания. В бою смел, решителен, инициативен. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан, свою преданность доказал в боях с белофиннами, за что был награждён орденом Красного Знамени, и в боях против немецких захватчиков. Достоин награждения орденом Красная Звезда».

К этому мы можем добавить, что А.И. Титовец имел на боевом счету 3 воздушных победы над самолетами противника: 29 мая 1942 года в паре с младшим лейтенантом В.Ф. Даниловым он сбил бомбардировщик До-215 в районе м. Осиновец (самолёт противника упал в Ладожское озеро); 3 августа 1942 года в паре с лейтенантом В.Д. Малофеевым им был сбит истребитель Ме-109, который упал на западной окраине города Урицка; 10 сентября 1942 года в паре с лейтенантом М.С. Кобряновым им был сбит истребитель Ме-109 в районе Лезье.

И ещё: 5 октября 1941 года, патрулируя над войсками в группе самолётов ЛаГГ-3, из-за отказа мотора самолёт Александра Титовца произвёл вынужденную посадку в районе Хапо-Ое. При аварийной посадке самолёт был разбит, лётчик остался жив, хотя получил ранение. Но уже 17 октября 1941 года он приступил к выполнению боевых полётов. Читая различные боевые донесения, имя Александра Титовца я лично нашла в числе наиболее отличившихся пилотов Великой Отечественной войны в 7-м истребительном авиакорпусе. Это был воистину героический лётчик, лётчик от Бога. Хотя на момент гибели капитану гвардии было всего 24 года.

Как же так получилось, что Михаил Кельбин нашёл только часть останков? Согласно архивным данным, Александр Иванович Титовец был сбит в ходе воздушного боя 28 сентября 1942 года. Он числится захороненным по военным обычаям. Получается, что товарищи-красноармейцы пришли на место падения самолёта, собрали только те фрагменты тела, которые лежали близко на поверхности, но даже награды оставили в земле?! И была эта спешка не на вражеской территории, не под угрозой бомбёжки, не во время лютой зимы, когда земля заледенела, а возле своего тылового аэродрома. Ну, может быть, дождь шёл в тот сентябрьский день. Хотя вправе ли мы обвинять их в этом, всякое бывало на войне.

Вот как описано в схеме полкового захоронения: «Гвардии капитан Титовец Александр Иванович похоронен 30 метров севернее перекрестка проселочной дороги и дороги, идущей на Рябово от 10 километра Рябовского шоссе, близ местечка Приютино Всеволожского района Ленинградской области». Указанная дорога в настоящий момент не существует. Могила лётчика возле Приютина была видна ещё лет 10 назад. Об этом рассказал командир Всеволожского поискового отряда «Невская оперативная группа» Олег Попко. Но сейчас, даже используя схему полкового захоронения, Михаил Кельбин и Олег Попко не нашли ни оградки, ни пирамидки.

Подскажите, читатели, – где искать вторую половину останков героя?! А она нам очень нужна. Найденные останки, согласно заведённым обычаям, Михаил Кельбин сдал на хранение в Межрегиональный фонд по увековечению памяти павших во время защиты Отечества. После этого он обратился в газету «Всеволожские вести». Это произошло в сентябре 2013 года. Я связалась по электронной почте с проживающим в Минске  исследователем из поискового издательского агенства Анатолием Николаевичем Митяненко. Реакция была мгновенной.

Александр Иванович Титовец родился в деревне Заспа Речицкого района Гомельской области Белорусской ССР. Очень скоро, 20 ноября, на его родине будет с особым торжеством отмечаться 70 лет со дня освобождения от фашистской оккупации. Военная история этого края была героической. Во время войны оккупанты уничтожили 5000 местных жителей. Против немцев в Речицком районе активно действовало 5 подпольных групп, две партизанские бригады. В районе сейчас построен Музей Великой Отечественной войны, несколько военных памятников.

Узнав о своём земляке, жители деревни Заспа подготовили ходатайство о том, чтобы прах был перезахоронен именно у них, и желательно – во время празднования 70-летия освобождения от фашистов. К этому ходатайству подключилось Управление по увековечению защитников Отечества и жертв войны Министерства обороны Республики Беларусь. Здесь его родная земля. Здесь его готовы любить и ухаживать за ним, даже если от него осталась одна половинка. И всё равно – хорошо бы было до 20 ноября успеть найти место, где раньше была могила! И соединить половины.

Вот так благодаря поисковику из Всеволожского района через 71 год после гибели о лётчике узнали и родственники, и его земляки. Наверное, в жизни Александра Ивановича Титовца 2013 год тоже стал очень важным. Это должно быть важно и нам, всем жителям Дороги жизни, которую гвардии капитан А.И. Титовец так доблестно защищал.

Людмила ОДНОБОКОВА

Фото из архива Михаила КЕЛЬБИНА

Был сбит самолёт у Приютино…: 0 комментариев

  • 19.01.2015 в 13:59
    Permalink

    Замечательная статья. Людмиле Однобоковой большое спасибо!!!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code