Александр СОБОЛЕНКО: «Своих убеждений не меняю»

Интервью, данное 24 октября телеканалу «АКАДО»

– Четвертый квартал года всегда является особенно напряженным. С одной стороны, надо реализовать намеченные планы, программы, а с другой стороны – уже видеть новые перспективы. В связи с этим вопрос о бюджете. Каковы параметры исполнения бюджета нынешнего года? Как изменится районный кошелек следующего, 2014 года?

Бюджет не упадёт

– Я уверен, что мы останемся лидерами среди районов Ленинградской области по параметрам бюджета с точки зрения объемных показателей. Планы, которые мы ставили перед собой на 2013 год, будут выполнены. В прошлом месяце провели уточнение бюджета и по многим направлениям повысили планку, поскольку удалось увеличить доходную часть. Почти 8,5 млрд у нас консолидированный бюджет, из них 5,3 млрд собственного бюджета. Это достаточно хорошая цифра. Есть вопросы по расходной части, так же, как и у правительства Ленинградской области к областному бюджету, так как основные сроки окончания строек и ремонта в последние 5 лет всегда приходятся на последний квартал, и это наша головная боль. Мы понимаем, что есть недоработки, и устраняем их. Но в целом, я думаю, и по расходной части (это около 9 млрд) процент выполнения будет достаточно высоким. Самое главное, что по основным доходным источникам – НДФЛ, аренды и продажи земли – мы перевыполняем наши показатели, то есть динамика поступления налогов позитивная.

Отдельно хотелось бы сказать, что параметры бюджета 2014 года будут на уровне бюджета нынешнего года, потому что с 2014 года дотации от региона прекращаются, мы будем получать только субвенции и субсидии по переданным полномочиям. Но порядка 8 млрд мы планируем доходную часть бюджета оставить. Несмотря на то что НДФЛ с 31% падает до 20%. Здесь получим снижение по налогам. Но часть существенных полномочий, таких, как медицина, заработная плата работникам дошкольных учреждений, из районов уходит – так что на тех же параметрах мы и останемся.

– То есть социальная направленность бюджета сохранится?

– Она у нас всегда имеет главенствующую роль, и на следующий год основные статьи расходов – это образование, социальная политика – самые ресурсоемкие с точки зрения затрат бюджета.

– Всеволожский район – лидер по строительству в Ленинградской области. Но и у лидера возникают проблемы. Какие из них, на Ваш взгляд, тормозят процесс цивилизованного развития градостроительства в районе? Каковы пути их решения?

Строить надо с умом

– Хороший вопрос, неоднократно обсуждаемый на различных уровнях власти, в том числе и на федеральном. Безусловно, строительство во Всеволожском районе – очень весомая часть всего строительства в ЛО. Как минимум половину всего вводимого жилья дает именно наш район. На территории района более 70 застройщиков, строится порядка 200 жилых многоквартирных домов.

Первая проблема – это отсутствие четкой координации между различными органами власти и застройщиками. Мы недавно вместе с губернатором закладывали первый камень в строительство школы в Кудрово. Посетили спортивный комплекс. Там строится несколько детских садов. Посмотрели существующие планировочные решения в Заневском сельском поселении. Там ситуация, где застройщики понимают свою социальную ответственность и проектируют соцобъекты, исходя из нормативов – региональных, федеральных. Но есть и другая ситуация, которую мы тоже совсем недавно обсуждали. Губернатор с рабочей поездкой побывал в Мурино, Новом Девяткино, Всеволожске. Как можно так строить, что невозможно двум машинам развернуться на улице, когда в ряд строят огромные многоэтажные дома, а нет поликлиники, амбулатории, почты, детских садов, школы, библиотеки. И нормальной транспортной логистики тоже нет. Посмотрите, что творится в муринском направлении утром и вечером. При этом стройка там не прекращается.

Это неправильно, на мой взгляд. Многие из моих коллег на первом уровне самоуправления меня недолюбливают за то, что я провожу политику взаимоувязывания не только желаний, но и ответственности за  то, что происходит на территории района. Сейчас некоторые мои коллеги, в том же Новом Девяткино, например, выдавая разрешения на строительство многоквартирных домов, говорят: а вот за садиками, школами – это, пожалуйста, в район, за  больницей – в область. Это не подход, ведь это наша территория, это наши люди, и нам отвечать за то, как здесь жить. Не должно быть перекосов в пользу застройщика, который гонится за количеством квадратных метров, а социальная и инженерная инфраструктура отходит на второй план.

– В одном из последних интервью Вы достаточно жестко высказались по поводу  131 Федерального  Закона в части разграничения полномочий между районом и поселениями. Как Вы можете охарактеризовать проблему управляемости территории в качестве руководителя второго уровня?

Если изменится закон

– Я здесь абсолютно согласен с губернатором. По своему опыту знаю, сколько сил и времени мы сегодня тратим на то, чтобы скоординировать вроде бы простые вещи, соединить звенья одной цепи. И здесь как раз изъяны 131-го ФЗ. Приведу пример.

Когда мы утверждали схему территориального планирования района на межведомственной областной согласительной комиссии и собрали все «хотелки», как я их называю, наших поселений, оказалось, что к 2020–2025 гг. на территории района должно жить 1 млн 400 тысяч жителей, при сегодняшних 300 тысячах. Это сопоставимо с населением Ленобласти. Мы же понимаем, что это физически и экономически невозможно – взвалить на себя увеличенные – в 4,5 раза! – социальные нагрузки.

А еще к этому нужно прибавить решение межпоселенческих вопросов. Есть еще и общие для района, области и даже Российской Федерации вопросы – оборона, МЧС, оборонзаказ, которые должны отражаться и на территориях.

Считаю, что должно быть четкое разграничение полномочий по вертикали власти. Если район распоряжается землей, то он должен увязывать и вопросы градостроительной политики.  Точно так же, как и вопрос управленческий.  Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Но когда наши коллеги не справляются со своими обязанностями, у высшего должностного лица должен быть в руках механизм решения вопроса – если человек не справляется, значит будет другой.

– Ситуация в Луге укладывается в такой способ решения вопроса? Ведь там, пользуясь своей неподконтрольностью, местные власти фактически завалили начало отопительного сезона?

Чтобы властьне уставала

– Безусловно. В ручном режиме заниматься отопительным сезоном, взаимоотношениями между депутатами, администрацией района и поселений – это все-таки не полномочия губернатора и его команды. Но правительство  и губернатор вынуждены вмешиваться, потому что других рычагов у них нет.  Вот если бы были предусмотрены федеральным законодательством, долго бы они не разговаривали с местным руководством.

Для простых жителей ведь абсолютно все равно, какая власть, какой уровень – областной, районный, поселенческий. Им важно другое: они пришли в администрацию, и здесь на любой вопрос, касающийся власти, получили ответ или понимание, как  он будет решаться. А у нас люди мечутся между администрацией  района и города, туда – по вопросам ЖКХ, по вопросам дорог, сюда – по вопросам социальным, образования, детских садиков. И с точки зрения экономической объединение администраций  – это правильно.

Та реформа, которая сегодня идет на территории Ленинградской области,  на мой взгляд, она во благо. Она уже показала свои результаты как в управленческих моделях, которые сузили круг чиновников, так и в экономическом плане. Нужно понимать, что ситуация может измениться. В этом нет ничего противоестественного.

– Важный аспект муниципального управления – это качество управленцев. Как обстоят дела с квалифицированными кадрами в администрации района и в поселениях первого уровня?

– Недавно мы проводили социологический опрос, который показал, что люди до сих пор не разбираются, за что какая власть отвечает. Там, где много проблем, которые не решаются на месте, – у всех уровней власти рейтинг низкий – вся власть плохая. И бесполезно объяснять людям, кто виноват. Они в 7 утра уезжают на работу, в 9 вечера возвращаются, а у них то воду отключили, то отопления нет, то дорогу раскромсали. И понятно, что человек не хочет разбираться, чьи это полномочия, люди просто хотят, чтобы был нормальный уровень жизни.

От управленческих кадров много зависит. В целом я считаю, что в администрации района достаточно сплоченный и профессиональный коллектив, который успешно решает многие задачи. Что касается поселений, картинка очень разношерстная. Есть поселения, где очень четко и последовательно работают администрация, глава, а есть поселения, где все не так. Существует  такое понятие, как усталость власти: сидят начальники на своих  местах уже много лет, их все устраивает, они не хотят ничего менять, не слышат людей – это говорит о низких критериях и подготовки, и самооценки. Такие примеры у нас в районе тоже, к сожалению, есть, и кадровая проблема существует.

Стоит сказать и о том, что зарплата у чиновников на протяжении долгого времени не менялась. Сильные, грамотные профессионалы находят себе работу в коммерческих структурах, где гораздо выгоднее условия. Степень нагрузки, ответственности у муниципальных служащих достаточно большая. А требования, которые к нам сегодня предъявляются, с тем количеством отчетов, контроля – очень серьезные. Поэтому кадровый вопрос сегодня и для нашего района на первом месте.

– На заседании Общественного экологического совета в Колтушах Вы подняли вопрос о ликвидации  свалок в районе. Есть информация, что в районе в ближайшее время будут строить мусороперерабатывающий завод? Так ли это?

К экологии –современный подход

– У нас есть 5 действующих полигонов, на которых более 70% – мусор нашего соседа – Петербурга.

Самое простое было сделано в советские годы – открытие полигонов, в просторечии свалок. Эту технологию мы имеем и на сегодняшний день – мусор сваливают, трамбуют, разравнивают. Во всем мире эта отрасль стала как минимум рентабельной. Но во всем мире другой подход: сор­тировка, вторичная переработка. И на последнем этапе – переработка остатков, не подлежащих вторичному использованию, от сжигания до более прогрессивных методов. Я думаю, что такой подход правильный и необходимый для нас. Переработка минимум на 70–75% уменьшит количество захораниваемых отходов. И тогда нам не нужно будет искать новые площадки под полигоны ни через 5, ни через 10 лет. Мы сегодня ищем решение.

– А есть планы размещения на территории  района завода по переработке мусора уже в ближайшее время?

– Да, у нас предусмотрено в схеме территориального планирования несколько площадок под эти цели. Но это не мертвый документ, который не может подвергнуться изменениям. Надо взвесить все за и против, спросить мнение населения по этому поводу. Вы ведь понимаете, та же «мусорная мафия» не остается здесь равнодушной: уменьшится объем мусора, сдаваемый на полигоны, уйдет выгода – ведь полигон с каждой машины получает деньги. Найдутся те, кто будет мешать и начнет настраивать население против строительства.

Поэтому это очень деликатная тема, которая требует взвешенного подхода. Информирования, разъяснений, открытости. Нужен открытый диалог с населением.

– Три серьезные экологические проблемы были названы Вами на заседании Губернаторского общественного совета. Какие?

– Это шлам, который находится в поселке им. Морозова и негативно влияет на экологическую обстановку. Его там столько, что бюджета района не хватит, чтобы это утилизировать.  Второе – это мусор в Заневском поселении, сотни тысяч тонн, которые нам достались от празднования 300-летия Петербурга, когда на границу города свозили все, что можно и что нельзя. И есть решение суда, нужно около миллиарда рублей, чтобы все это утилизировать. И третье – это склад ртутных ламп на станции «Кирпичный завод». Избавиться от них – дело тоже достаточно дорогостоящее. Я считаю, что на уровне субъекта должна быть разработана программа мероприятий, которая, пусть пошагово, пусть с разбивкой по годам, наметит решение этих проблем. В одиночку району их не решить.

– Александр Николаевич, в нашей беседе невозможно обойти криминальные происшествия лично вокруг Вас – стреляли в водителя, затем обстреляли Вашу квартиру. Версии множатся и плодятся в геометрической прогрессии. Как Вам удается все это пережить?

О провокацияхв «мутной воде»

– Те, кто знает меня достаточно много лет, считают, что от этого я становлюсь только жестче и убежденнее в том, что делаю все правильно. Да и я так считаю. Конечно, и психологически, и по здоровью это все непросто. Ведь  в первую очередь это коснулось моей семьи, тех, кто со мной рядом. Я понимаю, зачем я это делаю, какие задачи решаю, а они смотрят на все это иначе, с другой точки зрения…

Та фраза, которую обронили, когда стреляли в моего водителя, – «Передай своему шефу, чтоб он по-хорошему убирался из района» – дает ответы на все вопросы. Значит, перекрыты те незаконные каналы, которые многие использовали до прихода моей команды во Всеволожский район. Пропала у них возможность реализовывать какие-то левые, обходные схемы. Прекращены массовые махинации с земельными участками. О том, что вопросы решаются теперь не в теневой плоскости, говорит и наш районный бюджет. Когда я пришел сюда, собственные доходы были чуть больше 1 млрд.

Понятно, что в мутной воде всегда легче ловить рыбку, как говорится в поговорке. В сложившейся ситуации я ощущаю поддержку моих глав, многих руководителей других районов, которые мне звонили, предлагали помощь. Есть поддержка и губернатора. А о тех, кто это делает, скажу – пусть это останется на их совести. Я понимаю, что уже не выдерживают у кого-то нервы, меня хотят дожать и психологически, и физически, но я не из тех людей, кто останавливается на полпути, просто потому, что так кому-то хочется. Моя точка зрения на произошедшее не меняется: это делают те, кто хочет поменять власть в районе, поменять правила игры. Они не хотят усиления и централизации власти в районе. Когда я пришел в 2010 году, лояльными к районной власти было меньше половины поселений. Сегодня из 19 их 17. И, конечно, это многим не нравится. Но сегодня время уже не то и люди уже не те. Да и государственная власть в лице губернатора, полпредства, федеральных органов не позволит растаскивать на мелкие кусочки один из крупнейших и политически значимых районов субъекта Федерации.

– Власть часто обвиняют в неумении вести диалог с обществом, в том числе и с его радикальной частью. Как администрация работает с населением? С какими вопросами обращаются к власти?

…И с теми,кто ругает власть

– Мы открыты для всех общественных организаций, стараемся всем помогать в рамках действующих  законов.  При районной администрации создан Общественный совет. Взаимодействуем со средствами массовой информации вне зависимости от того, кто является их учредителями. В этом Всеволожский район – один из самых активных. Я никогда не боялся общаться с людьми самых разных взглядов, взаимодействуем практически со всеми политическими партиями, несмотря на то, что во многих из них есть достаточно одиозные личности.

Понимаю, что проще всего набирать баллы, ругая действующую власть, говорить: вот здесь плохо, здесь. Но полноценный диалог в этом случае в ответах на вопросы: а что вы предложили, что вы сделали, чтобы стало лучше? Каким вы видите решение той или иной проблемы? И вот тут критиканы не всегда готовы ответить. Они власть всегда будут ругать, и невозможно быть для всех хорошим.

Сегодня есть мощный ресурс общения – Интернет. Там достаточно активна та часть общества, которая не любит ходить на выборы,  это и средний класс, молодежь. Есть там, конечно, свои «крикуны», которые всегда против всех. Но высказываются и достаточно серьезные мнения, независимые суждения, которые мне интересны, я к ним прислушиваюсь.

У нас идет прием граждан, работа с обращениями. На каждый вопрос мы стараемся ответить. Каждый может донести свою точку зрения и  получить ответ. И эта работа приносит свои плоды.

Вы спрашивали?

Отвечаем

– В рамках подготовки программы «О развитии инфраструктуры Нового Девяткино жители района спрашивают: почему заморозили строительство поликлиники?

– Это конкретный пример того, о чем мы говорили ранее, – те грабли, на которые мы наступаем, когда поселение решает вопросы, «забывая» о развитии инфраструктуры. Инициативные граждане писали на меня жалобы и говорили, что Соболенко не хочет строить поликлинику или детский садик, выстраивались в пикеты, пытались сделать меня крайним во всех бедах. А я объяснял, что не могу настаивать на трате бюджетных средств, не понимая, куда пойдут стоки от той же поликлиники или детского сада. И мощностей по электричеству нет.

Соответственно, проект не может пройти корректировку и получить положительное заключение экспертизы, а значит, нельзя выдать разрешение на продолжение строительства. Поэтому я прежде всего обратил бы внимание на действующую власть в поселении: она не обеспечила земельные участки, выделенные под строительство, соответствующими Техническими условиями. Как только ТУ будут получены, стройка продолжится, и я уверен, что мы эту проблему решим. Она находится на контроле у губернатора, он уже дал несколько достаточно жестких поручений, в том числе и поселению первого уровня.

– Многие спрашивают о работе почты. Когда будут устранены недостатки в работе почтовых отделений?

– Почта – это федеральная структура, ФГУП. Но очень важная для людей: это получение пенсий, оказание различных услуг. И я опять хочу сказать об ответственности муниципальной власти поселений перед людьми. Там, где к людям относятся по-человечески, вопрос решается. Только в этом году мы открыли два новых почтовых отделения за счет муниципалитетов – в Сертолово и в Колтушах. Еще одно планируется открыть в тех же Колтушах, но в другом микрорайоне. Неужели в том же Новом Девяткино, при тех объемах строительства, которое там ведется, нельзя, выдавая разрешение на строительство, предусмотреть в инвестиционных обременениях помещение под почту, библиотеку? Просто не хотят этим заниматься.

– Будут ли строиться очистные сооружения в Новом Девяткино?

– Наболевший вопрос. И у меня на него есть ответ. Мы получили от правительства Ленинградской области земельный участок, который предназначен под строительство очистных сооружений. Заканчивается корректировка проекта. А  по программе экологии, не дожидаясь средств из  областного бюджета, в следующем году начнется эта стройка, в 2014 году, максимум в первой половине 2015-го, эта проблема решится.

– Будут ли ремонтировать Школу искусств в Щеглово? Здание в аварийном состоянии.

– Много объектов, которые нужно не просто ремонтировать, а строить заново. Я, например, был очень удивлен, приступив к своим обязанностям, что в городе Всеволожске нет детской поликлиники, притом что здесь 60 тысяч населения. Поднял вопрос, убедил, сейчас идет проектирование нового здания. То же самое с амбулаторией в Вартемягах – старое, более ста лет, здание, полуразрушенное, не поддавалось никакой реставрации. Строительство уже идет.

Много объектов, которые нужно строить. Тот же самый загс во Всеволожске, понятно, что давно нужен новый. А сколько ФАПов нужно построить, сколько садиков. И спортивные школы нужны, и Школы искусств.

Что касается Щеглово, убежден, что здание легче построить новое, заниматься не латанием дыр, а проектированием, о чем я сказал в поселении. Местная администрация должна выделить участок в соответствии со своим Генеральным планом, представить его администрации района. Тогда будут заложены деньги на нормальный современный проект, а дальше можно начинать стройку, прося поддержки регионального бюджета.

Все другие вопросы, поступившие А.Н. Соболенко, в ходе подготовки материала под рубрикой «Диалог с властью» мы проработаем и граждане получат на них ответы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code