И у нас есть свои Кулибины

Автолюбители бывают разными: кто-то стремится купить иномарку, какой нет ни у кого в городе; кто-то украшает кузов невероятной картиной (это называется модным словом «аэрография»); кто-то к каждой своей машине обращается исключительно по имени. А есть люди, которые собирают машины у себя дома. У них из груды металлолома получается почти игрушка. Для этого нужен особый талант.

В последнее время всё чаще и чаще можно увидеть на улицах Санкт-Петербурга собранные в домашних условиях ретроавтомобили. Собственно, это увлечение охватило весь мир. За рубежом раритетные автомобили стоят очень дорого. В некоторых странах их производство поставлено на поток. У нас пока их собирают только в личных мастерских. Причём с коммерческой точки зрения это невыгодно – раритетные машины в России стоят недорого. Это удовольствие для души, хобби. Есть такой «левша» и в городе Всеволожске. Его зовут М.С. Гнатенко.

Михаил Сергеевич когда-то работал шофёром, с 1969 года – за рулём. Успел собрать 5 грузовых автомобилей: марки УРАЛ-375, ГАЗ-69, УАЗ-469, ЗИЛ-130, самосвал ЗИЛ ММЗ-555. Потом пошли легковые автомобили: «Победа», «Волга».

Каждая восстановленная машина – как свой ребёнок, ведь собирать приходится чуть ли не с нуля. Трудно объяснить такой порыв души, но, наверное, это идёт от чувства патриотизма. После того как мы выслушали массу лживых и порочных легенд про отечественное машиностроение, в нашем обществе созрело осознание, что наши автомобили на самом деле были очень и очень достойными.

М.С. Гнатенко комментирует: «Мне отечественные автомобили нравятся больше, чем иномарки. Наши машины выносливее, они неприхотливые». Например, сейчас во дворе его дома стоит и ждёт своего возрождения совершенно «убитый» автомобиль «Победа». В последнее время среди раритетных машин «Победа» стала цениться больше всего. Возможно, это объясняется тем, что приближается юбилей – 70 лет окончания Великой Отечественной войны. Этот автомобиль – легенда отечественного машиностроения. Он тесно связан с решающими моментами нашей истории.

В феврале 1943 года успешно закончилась Сталинградская битва. Народ ликовал. Правительство страны тут же начало подготовку к мирной жизни. И вот именно в феврале 1943 года Горьковский автомобильный завод имени М.В. Молотова получил правительственный заказ на проектирование легкового автомобиля среднего класса. Война продолжалась, ещё шли по домам похоронки, а в городе Горьком разработали дизайн для автомобиля, на котором после войны люди будут ездить на отдых к морю или в лес.

Это должна была быть самая яркая, самая жизнерадостная машина. Инженер Вениамин Самойлов придумал тот окончательный вариант, который и прославил отечественное машиностроение. Изначально машина проектировалась под индексом ГАЗ-25 и девизом «Родина». Но когда до Иосифа Сталина дошла эта новость, он нахмурил брови и усмехнулся, задав вопрос: «Ну и почём у нас будет Родина?». Естественно, после этого название сразу же сменили на «Победа».

В 1946 году началось массовое производство «ГАЗ-М-20» («молотовец, двадцатая модель») или, по-другому, – «Победы» (намёк на победу советских солдат в 1943 году под Сталинградом и в 1945 году в Берлине). Причём с точки зрения дизайна и компоновки «Победа» оказалась на несколько лет впереди многих иностранных аналогов, конструкция и дизайн которых восходили ещё к довоенным моделям.

Например, журнал «AutoAge» за 1953 год сообщал, что американские инженеры тщательно исследовали «Победу» и сочли качество изготовления по многим показателям отличным.

Следует отметить, что кузов «Победы» был первым полностью спроектированным и подготовленным к массовому производству в СССР.

Аналогичные «Победе» кузова-«понтоны» получили распространение в США уже после её запуска в серию, а в Европе – ещё позднее. Помимо оригинальной «бескрылой» формы, наш кузов отличался и небольшой, по тем временам, высотой – соответственно, ощутимо изменилось распределение масс, снизились высота центра тяжести, линия крыши, поясная линия (соответственно, увеличилась площадь остекления), линия пола и уровень подушек сидений.

Двигатель при этом был вынесен вперёд, в пространство над балкой независимой передней подвески, что также позволило сделать капот и автомобиль в целом ниже. Несмотря на то что скорость у автомобиля была по нынешним меркам невысокой (максимальная 80 км/час), для 1946 года такую компоновку можно охарактеризовать как самую передовую в мире. Так что мы можем теперь смело говорить: «Спасибо деду за победу»: и победу над фашизмом, и «Победу» как автомобиль.

Это следует иметь в виду, когда вы увидите «Победу» на улицах Всеволожска. Произойдёт это не ранее чем через 2 года. Сейчас Михаил Сергеевич Гнатенко занимается восстановлением «Победы» 1951 года выпуска. Если учесть, что на сборку каждой машины у него уходит около 4-х лет, то побежит эта машина по улицам нашего города в 2015 году.

В настоящее время Михаил Сергеевич выезжает «в свет» на сборной машине Газ-М21-С «Волга». Это третья модель 1966 года выпуска.

Она была поставлена на колёса в личной мастерской М.С. Гнатенко три года назад. Имеет эксклюзивную двухцветную окраску. С этой машиной М.С. Гнатенко неоднократно выступал на выставках, на автошоу, например 9 Мая. Однажды, когда Михаил Сергеевич ехал по Невскому проспекту, инспекторам ГАИ пришлось регулировать движение, потому что все водители останавливались, выскакивали из своих машин и фотографировали машину из Всеволожска. Такой же ажиотаж вокруг неё происходил и на выставках. Напомним, что третья серия «Волги» была налажена в массовое производство в 1962 году. Было выпущено более 450 000 таких автомобилей. Она считалась одной из самых красивых машин в Советском Союзе, была мечтой миллионов советских граждан. Подобная машина была и у самого популярного гражданина планеты – Юрия Гагарина.

Во Всеволожске, увидев этот раритет на улице, некоторые прохожие останавливаются от удивления. Потрясающая сборка и прочный кузов делают эту машину очень популярной в кругах любителей стиля «ретро». М.С. Гнатенко поясняет: «На таком автомобиле когда-то ездил мой отец. Он был награждён «Волгой» за отличную работу. Машина крупная, мощная, у неё металл 1-25. На ней много хромированных вставок, которые сверкают и делают весь остальной поток транспортных средств по сравнению с ней тусклым и скучным».

Следует сразу оговориться – тюнингом Михаил Гнатенко не занимается. Он делает исторически достоверные копии машин, используя «родные» детали. (Так, например, для того чтобы восстановить одну «Победу», ему пришлось купить две машины: одну в Белоруссии, другую – во Всеволожске. Кое-какие детали придётся ещё долго искать на рынках).

Единственное, что он себе позволяет, называется новомодным словом «стайлинг». Как он поясняет: «Моя «Волга» сделана от болта, каждый болтик отполирован. Но я вношу в автомобиль новую струю. Это мой дизайн, моя авторская окраска». Кроме того, если у «Волги» на сиденьях и на потолке обычно использовалась ткань, то М.С. Гнатенко использовал для этого обшивку из кожи.

А ещё у Михаила Сергеевича есть мечта: восстановить легендарную ГАЗ-13 «Чайку». Те, кто жил в Советском Союзе, помнят, какая это была престижная – «правительственная» машина. Приятно будет увидеть такой автомобиль в нашем городе. Приятно и узнать, что у нас живут люди, у которых руки могут творить чудеса.

В заключение встречи с корреспондентами М.С. Гнатенко поздравляет жителей Всеволожского района с профессиональным праздником – Днём автомобилиста! Желает всем здоровья и благополучия в личной жизни.

Людмила ОДНОБОКОВА

Фото Антона ЛЯПИНА

НАША СПРАВКА

Без преувеличения можно констатировать, что история наземных транспортных средств началась с изобретения колеса. Но менялись времена, ускорялся ритм жизни, и сейчас нам уже никак не обойтись без автомобилей, автобусов, троллейбусов — транспорт играет в нашей повседневной жизни все большую роль.

Автомобили незаменимы. Автомобилей с каждым годом становится все больше. Автомобили стали скоростным транспортом, благодаря чему мы имеем возможность преодолевать огромные расстояния и добираться в самые недоступные уголки мира. В этой связи увеличивается и число профессий, обслуживающих автомобильный транспорт.

А профессия водителя была и остается одной из самых массовых. Кадры автомобильного транспорта — эта основа его жизнедеятельности. В эпоху Советского Союза День работника автомобильного транспорта был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» и отмечался в последнее воскресенье октября.

В 1991 году республики СССР стали независимыми государствами, но традиционно сегодня День работника автомобильного транспорта — День автомобилиста — отмечают в России, Беларуси, Украине. День автомобилиста — это профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей автотранспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг.

Без преданности профессии этих людей и их чувства ответственности за дело невозможна повседневная жизнь города и его жителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code