Такая непростая история…

Накануне Дня учителя в школу № 3 города Всеволожска пришло сразу несколько правительственных телеграмм: лично от губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, председателя областного ЗакСа С.М. Бебенина, от других официальных лиц. Указом Президента РФ В. Путина преподавателю истории СОШ № 3 города Всеволожска Елене Алексеевне Чистяковой «За многолетний и добросовестный труд по воспитанию подрастающего поколения, за творческий подход к преподавательской работе» было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

В эти дни Е.А. Чистякова продолжает получать поздравления от своих коллег, областного, районного и городского начальства. Но, наверное, самые дорогие для нее поздравления – от учеников. Сегодняшних и вчерашних. Тем более что за сорок лет педагогической деятельности учеников у Елены Алексеевны – не одна тысяча. Только в этой школе она ведет уроки истории вот уже 35 лет. Уже дети ее первых выпускников закончили школу и привели к ней своих внуков, а она все рассказывает – уже третьему поколению своих учеников – о том, как выглядели древние славяне, кто такие кельты и буры, и почему коренные жители Америки названы индейцами, и как пала великая Римская империя, и куда делось древнее Вавилонское царство…

Наш корреспондент побывала в третьей школе микрорайона Бернгардовка и на 45 минут стала ученицей заслуженного учителя истории Российской Федерации Е.А. Чистяковой.

Кого возьмут в команду викингов?

…В тот день, когда я напросилась на урок к Елене Алексеевне, 6 «В» под руководством учителя набирал команду викингов.

– Кто помнит, как еще называли викингов в разных странах? – спрашивает Елена Алексеевна. Тут же лес рук и хор голосов: «Варяги! Норманны! Варвары!..»

Хором и поодиночке вспоминаем, в каких странах воинственные викинги оставили свой след, что носили, что ели, кто такие «ярлы» и «конунги», и в каких странах они побывали, и почему этот древний путь назван именно так: «Из варяг в греки», и где он проходил… И почему удивительной красоты и прочности корабли древних норманнов назывались «Дракары». В переводе это означало «драконы», потому что нос судна венчала резная скульптура этого сказочного чудовища. «Вы нашли, вы прочитали книги, которые я вам рекомендовала? – спрашивает класс Елена Алексеевна, – вы прочитали «Кукша – варяжский воин»? А что вы нашли по теме следующего урока – о рыцарях «Круглого стола» и короле Артуре?»

И мы на несколько минут оставляем эпоху викингов и погружаемся в биографию короля Артура, жизнь благороднейших рыцарей и в легенды британского эпоса. Опять есть желающие отвечать, рассказывать у доски и внимать учителю. А еще нас ждет занимательная викторина – по итогам пройденного. Из массы предложенных вариантов ответов надо выбрать верные, обосновать свой ответ. И вот тут-то будет вынесено окончательное решение: берут тебя в команду викингов или нет. Да и автор этих строк сама не заметила, как втянулась в эту занимательную игру-урок, пытаясь извлечь из глубин памяти, почему только один раб был прикован цепью на дракарах викингов и что входило в его обязанности.

В общем, 45 минут урока пролетели. Именно пролетели, а не протянулись, и тем более – «не проползли». Интересно было всем: и ученикам, и учителю. И наверное, форма игры – тот оптимальный вариант учебы, чтобы удержать внимание современного подростка. Урок проходит очень творчески, азартно и… весело. Такую атмосферу специально для корреспондента не создать. Надо, чтобы она выработалась, вошла, как говорится, в практику.

«Чему нас не учат уроки истории»…

У Елены Алексеевны сегодня, впрочем, почти как и всегда, – шесть уроков. Выбираем с ней для разговора большую перемену, и я задаю вопрос, который меня давно мучает. И я его задаю всегда, когда судьба «дарит» мне встречу именно с таким Учителем, как Чистякова. То есть Учителем с большой буквы. Встречи редки именно потому, что таких учителей немного. И все же задаю свой, признаю, провокационный вопрос: «Неужели вы за сорок лет не устали, неужели вам никогда не хотелось уйти из школы, неужели никогда не было разочарований от своей профессии»?

– Вы знаете, если бы я сказала, что таких минут и даже часов в моей жизни никогда не было, – это было бы неправдой, – искренне отвечает Елена Алексеевна. – Но моих разочарований, в основном – от самой себя, хватает ненадолго. Если урок по каким-то причинам не складывается – нет сегодня вдохновения, полета, нет легкости в изложении материала, – вот тогда я бываю расстроена. Учитель, как и любой человек, устает. Еще у меня был трудный период в 90-х годах, когда нам, учителям истории, было предложено переосмыслить уроки истории нашей страны, взглянуть на эту историю «под другим углом». Это было нелегко. Так «перестроиться»… 20 лет до этого я учила ребят одному, а тут… Павлик Морозов из героя превратился в предателя, подвиг Зои Космодемьянской вроде и не подвиг уже. Ничего, мол, особенного она не сделала. Только что умерла страшно… Да много чего «всплывало», и неизвестно было, как эти «новые страницы истории и открывшиеся обстоятельства» преподносить детям. И у нас на уроках, особенно со старшими ребятами, такие дискуссии разгорались, что в классе реально пахло дымом. Ведь история – это не математика или алгебра, где преподаватель разговаривает с учениками языком формул и цифр. Я никоим образом не хочу преуменьшить заслуг этих преподавателей. Талантливый учитель, какой бы предмет он не вёл, – это всегда счастье для ученика и для школы в целом. Но одно дело, когда предмет укладывается в жесткие рамки, а другое дело – литература, история. И в этом смысле история… очень непростой предмет! Она должна в идеале воспитывать гражданина и патриота своего Отечества.

И я всегда повторяю слова великого историка и педагога Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И еще я всегда добавляю: «И уметь прощать». Именно прощать, потому что дети порой обижают, даже бывают жестокими. Обижают, причем не задумываясь. Поэтому если не умеешь забывать обиды, прощать – ни дня в школе нельзя тебе работать.

…Еще мы говорим о том, что нагрузка сегодня на учителя непомерна. Притом что в третьей школе микрорайона Бернгардовка всего два историка – это большой минус. Плюс – «зато никакого однообразия нет», говорит Чистякова. Действительно, сегодня в шестом классе она говорила с учениками о «эпохе викингов», короле Артуре и рыцарях «Круглого стола», а через 45 минут в пятом классе ведет «предмет нового регионального компонента» – «Серебряный пояс». Это история Ленинградской области, родного края.

– Почему я стала учителем истории? – улыбается Елена Алексеевна. – Это как раз очень простая история!

Директор школы в 19 лет

История в чем-то даже типичная для тех, советских времен, где молодым везде была дорога, старикам, как водится, везде был почет. Поэтому девочка из небольшого поселка лесозаготовителей Вохтома Костромской области, закончив восемь классов сельской школы, с легкостью поступила в педагогическое училище в старинном городе Галич. Закончила его с красным дипломом, получив сразу две профессии: учителя начальных классов и пионервожатой-организатора. Только Лене Куликовой (девичья фамилия Елены Алексеевны) было этого мало.

С детства из всех предметов ее больше всего привлекала история, вся эта «пыль веков и древности преданья». Она зачитывалась историческими романами, перечитала все, что можно было найти в небольшой сельской библиотеке, и всегда ее интересовало краеведение, история родного края. В школе ее детства тоже играли на уроках, и ученикам старших классов порой давалось задание: стать на 45 минут учителем и провести урок по полной программе, то есть пройти новый материал, повторить пройденное и даже поставить отметки. Правда, не в журнал. Лена Куликова частенько становилась на один урок учителем истории. И в педагогическом училище она умудрялась параллельно посещать семинары по истории уже по программе высшей школы.

Распределение получила в свою же Костромскую область, в сельскую школу деревни Залесье, вскоре став студенткой 1-го курса заочного отделения исторического факультета Костромского университета имени Н. Некрасова. Узнав про ее повышенный интерес к истории, ей тут же предложили вести в школе этот предмет. А еще через год 19-летняя Елена Куликова стала директором школы, где к тому времени было больше ста учеников! В Залесье молодая учительница отработала четыре года. По каким-то причинам эту школу расформировали, и Елена Куликова оказалась во Всеволожске. Вышла замуж за своего земляка, Александра Чистякова, устроилась учителем истории в среднюю школу № 3 микрорайона Бернгардовка. В ее трудовой книжке по сути дела только две записи: учитель истории, потом директор Залесской школы Костромской области и учитель истории школы № 3 города Всеволожска.

С мужем Александром Алексеевичем они прожили в любви и согласии 25 лет, воспитали двух детей: сына и дочь. Дети учились в этой же Бернгардовской школе, а у дочери Маши Елена Алексеевна даже была классным руководителем. Сын Алексей закончил Горный университет, дочь – Педагогический университет имени Герцена, но по специальности она не педагог, а экономист и специалист по связям с общественностью. Муж, рабочий Кировского завода, всегда с пониманием и уважением относился к профессии жены, во всем ей был опорой и поддержкой, и многое его руками было сделано, в том числе и для школьного музея, который на протяжении 30-ти лет создавала Елена Алексеевна со своими учениками.

…Десять лет назад Александра Алексеевича не стало. Пережить подобную утрату человеку помогает только поддержка самых близких: родных и друзей. «А еще школа, – говорит Елена Алексеевна. – Моя работа. Мои ученики и наш музей». Музей – это тоже отдельная и очень интересная страница биографии и жизни учителя истории Е.А. Чистяковой.

«В списках не значилась»…

«Учитель – это не тот человек, который великолепно знает свой предмет, и только! – говорила мне при встрече директор школы № 3 Ирина Николаевна Кулаева. – Учитель – это человек, который не считает свою миссию по воспитанию подрастающего поколения законченной с последним звонком. Елена Алексеевна – именно такой человек. Благодаря ей у нас в школе – один из лучших школьных музеев не только района, но и области. Мы не раз получали призовые места и за музей в целом, и за отдельные экспозиции, которые были представлены в музее. Школьный музей работает по трем направлениям: собственно история школы, история края и Всеволожский район в годы войны. С честью мы представляли наш район на областных конкурсах «Отечество», и на всероссийских, потому что та поисковая работа, которую ведет Елена Алексеевна со своими учениками, заслуживает самой высокой оценки и великой благодарности. Ведь история оживает, когда прикасаешься к какой-нибудь конкретной человеческой судьбе, через человека оживают эти страницы истории.

И одна страница этого школьного музея меня, автора этих строк, особенно поразила. Именно эту историю, историю молоденькой медсестры из деревни Бернгардовка, добровольцем ушедшей на фронт, представила школа № 3 на Всероссийский смотр-конкурс «Отечество». «А все началось с того, что мне совершенно случайно попало в руки письмо, – рассказывала мне Елена Алексеевна. – Письмо от некоего Николая, воевавшего на Ленинградском фронте, и писал он матери девушки, проживающей до войны здесь, у нас в Бернгардовке, на улице Полевой. И столько в строчках этого письма было любви и нежности к этой неведомой нам девушке, столько веры в то, что она жива, обязательно найдется и вернется домой, и что он ждет эту девушку тоже, и просит мать сообщить ему, если будут какие-то вести… И началась наша поисковая работа: архивы, запросы, поездки по местам боевых действий. «Пошел такой живой азарт, – рассказывает Елена Алексеевна, – что мне порой приходилось ребят немного даже «тормозить», чтобы они не забывали про главное дело своей жизни – учебу».

И вот то немногое, что удалось «раскопать» юным следопытам. Девушку звали Евгения Стенслер, перед войной она только что закончила Бернгардовскую школу, а когда началась война, Женя пришла в военкомат и сразу же отправилась на Ленинградский фронт. Следы ее теряются под Стрельной – там ее видели в последний раз. Она вынесла с поля боя несколько раненых бойцов, сама была тяжело ранена в шею и в голову, была без сознания, но жива. Больше о Жене-Женечке из поселка Бернгардовка неизвестно ничего. Она в списках не значится: ни в списках живых, ни в списках мертвых. После войны ее мама посылала бесконечные запросы в различные военные ведомства, но ответ приходил один: «Местонахождение не известно. Пропала без вести».

– Сколько их, неизвестных солдат, и безымянных могил развеяно по нашей земле? – вздыхает Елена Алексеевна. – И если мы с ребятами хоть чуть-чуть поближе узнали биографию этой замечательной девушки, нашей землячки, если кто-то из них задумался: а что и кого шли защищать их сверстники в годы войны, и почему так много для них значила Родина… Значит, рано или поздно они поймут, зачем человеку Отечество, и зачем нам так важно знать историю нашего Отечества, и чему нас учат все эти уроки истории…

Эпилог

А я абсолютно уверена: поймут. Обязательно поймут! Уже начинают понимать. Те же шестиклассники на мои вопросы о значении истории и роли учителя истории в их жизни отвечали с полным пониманием важности предмета: «Урок истории – мой самый любимый! Потому что Елена Алексеевна так рассказывает интересно, что как бы сам переносишься в то время!» (Даша Юрочкина). «Мы на уроках всегда узнаем что-то новое, то, чего нет в учебниках» (Юля Диярова). «Она очень хорошо знает историю, у нее на все есть ответ, она очень много книг прочитала по истории и так захватывающе рассказывает, что все оживает просто! Просто ходячая энциклопедия!» (Даниил Якименко). «А еще она добрая, внимательная и красивая!» (Черевань Толя). Это говорят дети, которые еще не научились лицемерию и притворству. О своей учительнице истории они говорят искренне и вдохновенно. И понятно, что Елена Алексеевна Чистякова эти слова заслужила. Давно заслужила. Она самый настоящий Заслуженный учитель.

Татьяна ТРУБАЧЕВА

Фото Антона ЛЯПИНА

Такая непростая история…: 0 комментариев

  • 22.10.2013 в 15:45
    Permalink

    Татьяна Анатольевна, спасибо Вам за такой интересный репортаж о замечательном человеке и талантливом учителе! Елена Алексеевна любимый учитель и моих двоих сыновей. Старший в прошлом году закончил школу, Елена Алексеевна Чистякова была классным руководителем. Когда Артем выбирал куда поступать, одно из направлений — учитель истории! Вот такую любовь к своему предмету смогла привить наша Елена Алексеевна! От всей души поздравляю Чистякову Елену Алексеевну с заслуженной, высокой наградой!

    Губайдуллина Марина

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code