И барон Корф рискнул

В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти барона Павла Леопольдовича Корфа (1836–1913), человека, который создал Всеволожск. По обычной нашей традиции, в городе Всеволожске и районе ничто не напоминает о нем. Нет ни улицы, ни мемориальной доски. Тем не менее именно ему обязан Всеволожск своим появлением – не будь Ириновского подъездного пути – первой в России узкоколейки, построенной упрямым бароном в 1892 году, еще долго, а может быть и никогда, не было бы ни станции Всеволожская, ни поселка, ни города.

Но Павел Леопольдович рискнул, хотя многие сомневались – окупится ли его затея? Глухой край под боком у столицы, малонаселенный и малопривлекательный: в основном леса и болота. Но Корф, в имении «Ириновка» которого добывали торф, был уверен, что строительство железной дороги даст новую жизнь этим местам. Барон, как и положено первопроходцу, не получал никаких льгот от государства, наоборот: комитет министров дал добро на строительство, выдвинув ряд условий: применение парового двигателя, предоставление льготного тарифа офицерам и врачам, а также полное отсутствие субсидий со стороны казны и запрещение принудительного отчуждения земель под строительство. Именно из-за последнего требования дорога «петляла» – не все владельцы земель соглашались отдать часть территории под узкоколейку.

Тем не менее железная дорога, открытая 14 сентября 1892 года, сразу же начала приносить прибыль. По отчету за 1893 год всего было перевезено 249 112 пассажиров: между станциями Охта – Полигон – 200 020, между станциями Охта – Ириновка – 49 092. (Напомню, что первый вокзал располагался на Охте). Грузов было перевезено 978 837 пудов, за год доходы составили 50 507 руб. 15 коп., а расходы на содержание и эксплуатацию – 44 614 рублей. К слову сказать, перевозили по железной дороге не только торфяные брикеты.

В «Отчете по эксплуатации Ириновского узкоколейного подъездного пути за 1893 год» читаем: «Грузы состоят из торфяного брикета, булыжного камня, песка, отчасти удобрения и дров, лесных материалов и молока (последнее преимущественно из Щеглова и Ириновки). Камень и песок возят в основном летом, торфяной брикет и дрова – зимой. Торфяной брикет, камень, песок и дрова перевозятся главным образом с участка «Приютино – Ириновка». Итак, дорога начала работать, хотя не в полную силу – «обратных грузов» практически не было, с Охты возили в основном только пассажиров и их багаж.

Первые дачи вокруг станций начали появляться в том же 1893 году, хотя раньше в этой части современного Всеволожского района никаких дачных мест не было. В 1892 году В. К. Симанский в книге «Куда ехать на дачу? Петербургские дачные местности в отношении их здоровости» упоминал только Вартемяки, Лемболово, Токсово, Юкки, Порошкино и Агалатово.

Новые земли вокруг Ириновского подъездного пути были привлекательны по цене, но поскольку дорога была частной, то на проезд по ней действовали особые, а проще говоря, повышенные тарифы. Она не входила в число линий Пригородного сообщения Петербурга и, чтобы в начале XX века доехать, например, до Всеволожской в вагоне II класса, надо было заплатить 45 копеек, а вот билет до Петергофа (расстояние почти то же) по Балтийской линии стоил 30 копеек.

На Ириновской железной дороге нельзя было взять годовой или месячный билет: только разовый, сезонный или абонементный. Билеты (кроме разовых) были именными, с фотографией владельца. Сезонный билет можно было купить в кредит, заплатив 3/4 стоимости при покупке и 1/4 – через 2 месяца. Не было на Ириновской дороге и льготных билетов для учащихся.

Корф вскоре после пуска дороги продал её Ириновско-Шлиссельбургскому промышленному обществу, одним из создателей которого он был. И хотя общество имело торфобрикетный, кирпичный и стекольный заводы и лесопилки, с годами стало ясно, что только железная дорога приносит ощутимую прибыль. Количество дач и домов вокруг Ириновского подъездного пути увеличивалось стремительно, строились новые станции и платформы.

В 1910 году между станциями Бернгардовка и Всеволожская появилась платформа «Павловская». В 1913 году между Рябово и Мельничным Ручьем в расписании указана «платформа Радостная». По всей вероятности, платформы строились по просьбе владельцев близлежащих земель и именовались либо по фамилии, либо – по названию дачи. Поезда на платформах останавливались «только по заявлению пассажиров», сегодня мы бы сказали «по требованию».

В 1913 году летом впервые были введены «ускоренные» поезда, которые шли без остановки от Охты до Ковалева. В том же году, после смерти барона Корфа, его именем была названа платформа между Ириновкой и Борисовой Гривой. Со сменой власти имя Павла Леопольдовича Корфа исчезло. И из расписания, и из истории Всеволожского района. Жаль! Но что мешает эту память вернуть?

На снимке: станция Ириновка, дом барона П.Л. Корфа, фотография 1892 года.

Анна ЗАБЕЛЬСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code