Акватория Максима Ваганова

Наша газета в рамках объявленного в Ленинградской области Года духовной культуры много писала о значимых культурных и спортивных событиях, не обходя при этом и острые проблемы, стоящие перед нашим обществом.  Но во главу угла мы всегда ставили человека, поскольку он – самая главная и непреходящая ценность.  Вокруг нас и вместе с нами живут замечательные люди старшего поколения, а у них есть дети, внуки, правнуки…

Нет будущего у страны, потерявшей свою молодёжь. Нынешний молодой человек – кто он, о чём думает, чем занимается, как живёт?   Предлагаем вниманию  читателей беседу нашего специального корреспондента с неординарным представителем поколения «тридцатилетних», земляком-всеволожцем Максимом Вагановым.

– Давайте для начала познакомимся.

– Я несколько растерян и польщён вниманием районной газеты  к моей скромной персоне, но коль скоро это случилось, давайте начнём. Я родился в Архангельске в 1985 году, учился в единственной в городе частной школе «Ксения», а затем поступил в Институт нефти и газа, существующий на базе Архангельского государственного технического университета. Меня привлекла специальность «Проектирование и разработка нефтебаз и нефтегазопроводов». Производственную практику проходил на нефтяном терминале в Санкт-Петербурге, и так вышло, что в 1996 году после окончания института я стал жить и работать в городе на Неве.

– Насколько мне известно, вы начинали свою трудовую деятельность с рабочих специальностей.

– Я устроился на работу в компанию, которая занималась бункеровкой топлива. Сначала я был там просто водителем. Затем меня назначили инженером по логистике, но спустя два года я перешёл на работу на предприятие «Морская экология», где сначала был матросом в акватории порта, затем мотористом маломерных судов. Позже я стал механиком. После полутора лет работы в компании меня перевели в головной офис и назначили менеджером. Через четыре года я уже был заместителем генерального директора компании, а с июня текущего года стал её генеральным директором. При этом, работая заместителем директора компании, я окончил Северо-Западную академию государственной службы при Президенте России.

– Чем занимается ваша компания?

– Компания «Морская экология» – это лицензированное аварийно-спасательное формирование со своим штатом спасателей. Её основная задача – ликвидация аварийных разливов нефтепродуктов по всему Северо-Западному региону Российской Федерации. Компания была организована для поддержки бункерных компаний, осуществляющих продажу топлива. Эти предприятия, работающие в портах, обязательно должны выполнять план по ликвидации аварийных разливов нефти. Для выполнения этого плана они  сотрудничают с аварийно-спасательными формированиями, которые и обеспечивают безопасность в случаях аварийных разливов нефтепродуктов.

У бункерных компаний есть свои нефтеналивные танкера. Топливо с заводов доставляется на перевалочные пункты, где загружается в танкера бункерных компаний, а они уже производят заправку больших сухогрузов и танкеров в портах и на рейдах. Обычно заправка происходит в портах, когда суда стоят на погрузке или разгрузке. В открытом море, как правило, эти операции не проводятся, поскольку ущерб от разливов нефтепродуктов в открытом море может стать причиной экологического бедствия.

– Вы продолжаете учиться и сейчас. Это необходимость или потребность?

– Сейчас я снова учусь в Архангельском государственном техническом университете, только он теперь называется Северо-Западный Арктический федеральный университет. Я аспирант кафедры геоэкологии. Занимаюсь близкой и интересной для меня научной тематикой: изучаю проблемы утилизации нефтепродуктов в условиях Крайнего Севера. Эффективных разработок по данной тематике в мире почти нет. В настоящее время убрать разлив нефтепродуктов в условиях Заполярья практически невозможно. Нет знаний, нет оборудования, нет достаточного финансирования. Мы с коллегами, если угодно, являемся пионерами этого научного направления. У меня есть некие соображения по поводу того, как должна осуществляться ликвидация разливов нефти в полярных широтах. Я также занимаюсь и возможностями практического применения своих разработок. Мы с коллегами стараемся всё опробовать на практике.

К примеру, «Гринпис» вообще не рекомендует заниматься нефтеразведкой и нефтедобычей в арктических широтах, поскольку отсутствуют силы и средства для ликвидации последствий подобной деятельности. Их рекомендации выглядят так: нельзя, потому что – нельзя. Но вряд ли это кого-то остановит. Арктический морской шельф разрабатывается весьма активно.

– Есть ли у вас опыт ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в нашем регионе?

– Когда я ещё не занимал руководящих должностей, мне приходилось участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это очень сложная работа, поскольку разливы нефтепродуктов по тем или иным причинам происходят либо в ночное время, либо в неблагоприятных погодных условиях. И тогда мазут или дизельное топливо растекается по поверхности воды. Но наша основная задача – не ликвидация последствий, а предупреждение нештатных ситуаций. Компании, занимающиеся бункеровкой, заключают с нами договоры, согласно которым мы при загрузке топлива огораживаем водное пространство специальными плавучими бонами; при утечке они не позволят нефтепродуктам загрязнить большую площадь.

Мы при бункеровке несём круглосуточную вахту, а если происходит нештатная ситуация, на место сразу выдвигается судно быстрого реагирования. Производится оценка ситуации, и в зависимости от масштаба разлива нефтепродуктов к месту направляются наши спроектированные и построенные по собственным проектам аварийные суда (скиммеры порогового типа), которые и занимаются ликвидацией загрязнения. Но самое главное – при чрезвычайной ситуации не дать распространиться нефтяному пятну. Зоной нашей ответственности является зона работы бункеровочных компаний, с которыми у нас заключены прямые договоры. При этом, помимо ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, мы ещё занимаемся и уборкой акватории порта.

– А почему вы выбрали для жительства именно Всеволожск?

– Не скрою – у нас в стране, кроме Мос­квы и Санкт-Петербурга, всё остальное, путь даже прекрасная, но провинция. Санкт-Петербург – город больших возможностей для желающих что-то реально делать. Сначала мы хотели иметь квартиру в городе и, конечно, у метро. Но потом как-то пришло понимание того, что Всеволожск ничем не хуже Питера. А иметь свой, хоть небольшой, участок земли под ногами – это просто замечательно. Здесь родилась моя дочь Дарья. Вот сейчас она по траве бегает босиком под окошком, а не по асфальту.

– Работа вашей жены в компании – это семейный бизнес?

– У меня и отец занимается этим бизнесом. А моя жена Юля, во-первых, инженер-эколог (она делает для компании все экологические расчёты, а также просчитывает возможные риски и суммы ущерба от чрезвычайных ситуаций), а, во-вторых, я стараюсь подбирать в компанию молодых и надёжных людей. Это совсем не значит, что я с пренебрежением отношусь к специалистам старшего поколения: без их опыта жизни и практических знаний почти невозможно вести успешный бизнес. Можно, конечно, и самому до всего доходить и «набивать шишки», но время сейчас жёсткое – оно не терпит дилетантов и очень быстро бежит. При этом следует отметить, что работа спасателя – это тяжёлый физический труд в экстремальных погодных условиях. Кому же, как не молодым, этим заниматься?!

– Вы занимаетесь предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а кто осуществляет государственный надзор?

– В городе есть ситуационный центр, в который стекается любая информация о загрязнении окружающей среды. Самая же крупная организация, занимающаяся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, – это Балтийское аварийно-спасательное управление. Это – государственная структура, имеющая серьёзную  материальную базу и полномочия.

Но и мы со своей стороны всегда находимся в состоянии повышенной готовности – на морском дне ещё немало затонувших судов, в топливных баках которых находятся нефть и мазут. Нефтяное пятно может появиться внезапно в самом неподходящем месте и нанести колоссальный ущерб экологии города и области. Наша задача – этого не допустить. Потому и спим вполглаза.

Беседу вёл Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code