Ещё закон не вступил в силу, но…

В этом году 6 мая на встрече с ветеранами в городе Красногорске Дмитрий Анатольевич Медведев поднял вопрос о пользе поисковых работ на местах сражений Великой Отечественной войны.

Премьер-министр РФ предложил законодательно обязать застройщиков проводить исследование территории на наличие военных захоронений и получать документальное свидетельство  от поисковых отрядов: «Я не против того, чтобы сделать такую работу обязательным условием освоения земельных участков».

Д.А. Медведев добавил, что внедрение такого закона помогло бы сохранению многих реликвий Великой Отечественной войны. После встречи с ветеранами министру обороны, министру финансов, а также министру образования и науки РФ было поручено до 1 сентября 2013 года проработать вопрос о поддержке общественных объединений, занимающихся поисковой работой. Кроме того, высшим должностным лицам субъектов РФ приказано в качестве обязательного условия при освоении земельных участков учитывать их расположение на территориях, где велись боевые действия.

В связи с этим хочется рассказать об одном положительном примере, который мы наблюдаем во Всеволожском районе. Наша газета неоднократно поднимала вопрос о военных объектах, которые находятся в плачевном состоянии, но если за ними ухаживать, они могли бы привлечь большое количество туристов. А значит, могли бы стать дополнительной статьёй дохода для района. Речь идёт о дотах, дзотах, жботах и адотах Карельского укрепрайона.

Карельский укрепрайон (КаУР) – это часть знаменитой линии Сталина (после войны он назывался «22-й укрепрайон»). Волею судьбы самая большая часть его сооружений расположена на всеволожской земле.  В июле 2011 года представители общественной организации «Клуб истории фортификации» при поддержке администрации Ленинградской области на основных объектах КаУРа установили памятные таблички. Они прокомментировали, что этот шаг – пока единственное, что они могут сделать для сохранения уникальных образцов военной фортификации. «Может быть, прочитав нашу табличку, кто-то воздержится от надругательства над памятником», – говорил тогда корреспондентам руководитель «Клуба истории фортификации» Алексей Шварёв…

В Куйвозовском поселении Всеволожского района проходит дорога А-121 от Санкт-Петербурга до Петрозаводска. В ходе работ по подготовке третьей очереди трассы дорожники встретились с препятствием. При строительстве транспортной развязки Грузино – Керро они обнаружили комплекс военных укреплений Второй мировой войны. В частности, перед ними предстал замусоренный дот с табличкой: «Долговременная огневая точка № 687. Карельский укрепрайон. 1929 год. Клуб истории фортификации. Администрация Ленинградской области». Как мы уже упоминали, табличка была установлена группой добровольцев в июле 2011 года.

Доты КаУРа попадали в проектный створ дороги и подлежали сносу. Однако Росавтодором было принято решение об изменении проекта, в результате чего доты были включены в раздел «архитектурные сооружения». Таким образом, развязка дороги стала частью военного мемориала. Символично, что открытие участка дороги состоялось в День памяти и скорби – 22 июня, о чём уже писала газета «Всеволожские вести». После этого возле дота № 687 многие водители стали останавливать машины, чтобы оказать почести бойцам Великой Отечественной войны. Представитель подрядчика ЗАО «ВАД» Владимир Сафин пообещал, что ограждение вокруг дота будет сниматься по праздникам для допуска экскурсантов. И выразил надежду, что памятник будет включён в историко-мемориальную зону «Лемболовская твердыня», которая входит в Зелёный пояс Славы.

Поступок, достойный подражания. Однако этим строители не ограничились. Они взялись облагородить и другое сооружение КаУРа: уникальный адот у реки Муратовка. Река Муратовка имеет протяжённость 14 километров и впадает в Лемболовское озеро. На берегу этой реки находится мемориал «Лемболовская твердыня» и несколько сооружений, которые во время войны относились к Лемболовскому батальонному району обороны. Адот (артиллерийская долговременная огневая точка) располагался в двух километрах от линии фронта и предназначен был, чтобы прикрывать танкоопасное направление на Приозерском шоссе.

До сих пор в этом адоте сохранилась 85-миллиметровая пушка ЗИФ-26. В октябре 2012 года любители-фортоведы из Санкт-Петербурга провели большой субботник, очистили территорию от подлеска, вынесли мусор. Дорожники ЗАО «ВАД» разровняли дорожку к адоту, засыпали её  гравием. И памятник инженерной мысли стал иметь приличный вид. Теперь сюда можно приводить делегации ветеранов и школьников.

Но для того чтобы привести в порядок весь КаУР, требуется очень много работы, руки энтузиастов. Ведь территория бывшего КаУРа включала в себя порядка 200 сооружений. Вблизи одной только деревни Медный Завод расположено 18 дотов, которые раньше принадлежали Мертутьскому батальонному району обороны. Состояние у некоторых из них вполне удовлетворительное, по крайней мере, выглядят они внушительнее, чем легендарная, но разрушенная линия Маннергейма. Линия Маннергейма каждый год привлекает сотни туристов, сколько бы их мог собрать наш КаУР? Напоминаем, что в 30-е – 40-е годы КаУР считался более мощным в техническом отношении, чем линия Маннергейма.

Людмила ОДНОБОКОВА
На снимке: так сейчас выглядит дот № 687.

Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code