«Польский» домик в Рябово

Письменные жалобы приносят пользу. Если бы Михаил Иванович Горчаков в апреле 1921 года не написал в «Рябовский Совет рабочих и красногвардейских депутатов», мы бы не узнали, что в начале 1920-х годов в Рябово было польское ремесленное училище.

Итак, письмо, с соблюдением авторского стиля:«Имея небольшой домик, дачку по Тургеневскому пр., д.  38 в Ильинском поселке, построенный мною на те сбережения, которые достались мне потом и мозолями, работая в течение долгих лет в качестве сторожа в Морском комиссариате. Имея преклонные года, я всеми силами старался построить себе хатку, дабы на старости лет иметь свой угол и наконец, 5 лет тому назад, я все  таки выстроил маленький домик. Ввиду моей службы, я не мог постоянно жить в нем, и в последний год, по служебным обстоятельствам, я в нем совсем не жил, а посему местный Совет занял его под Польское ремесленное училище.

В настоящее время, в виду моей старости, а так же – слабого здоровья моей жены, мне по предписанию врача, нужен покой, а посему обращаюсь к вам не отказать в разрешении о выселении ремесленного училища и о занятии мне, совместно с моим семейством, моего дома. Есть декрет, в котором говорится, что дома, застрахованные в 1915 году не свыше 5000 рублей, остаются за их владельцами. Мой же дом страховался в 2,5 тыс. руб., а посему убедительно прошу не отказать в моей просьбе, как истому пролетарию, проработавшему ни один десяток лет для Государства и теперь, на склоне своих лет, желаю отдохнуть совместно со своей дряхлой и старой женой в том доме, который мы выстроили своим потом и усиленным трудом. При сем прилагаю докторское свидетельство и удостоверение с места службы».

Училище, переведенное в Рябово,  было не обычным, знакомым нам ремесленным  училищем. В конце XIX века, при благотворительном обществе храма Св. Екатерины,   ксендз Антоний Малецкий основал первый в Петербурге католический приют для шести мальчиков, который при поддержке благотворителей-поляков превратился вскоре в Убежище со школой, ремесленными мастерскими и библиотекой. В благотворительных учреждениях Российской империи, в частности в приютах, детей обязательно учили ремеслу, чтобы они могли содержать себя, покинув приют.

«Убежище преследует две цели в воспитании юношества, а именно: воспитанникам более способным дать возможность получить среднее образование, а некоторым – даже специальное, определяя их в университет или другие высшие заведения; другим, менее способным воспитанникам Убежище дает ремесленное образование… Для полезного выполнения этой задачи при Убежище существует фабрика-школа со столярным, слесарно-кузнечным, механическим и переплетным отделениями… Воспитанникам-ремесленникам выдается полная экипировка, состоящая из двух пар одежды, белья, подушки, одеяла, часов карманных, пальто, шапки и инструментов, а также половина из денежного заработка, … в среднем в сумме от 30 до 50 рублей. После окончания Убежища воспитанник… довольно легко находит себе работу. Те же, которые сразу не могут найти себе занятия, остаются в качестве подмастерьев на фабрике Убежища», – писал сам Малецкий   в 1913 году, в журнале «Призрение и благотворительность в России».

Интересно, что деньги, 165 000 рублей, на постройку каменного дома для Убежища в 1912 года дал Михаил Станиславич Кербедз, инженер-железнодорожник, сын С.В. Кербедза, построившего первый постоянный мост через Неву – Благовещенский. «Дом Кербедза» – Кирилловская, 19 – существует до сих пор, в нем находится областная библиотека.После революции приют, как религиозное учебное заведение, был национализирован, а мальчики оказались в Рябово. К 1923 году воспитанники приюта были отправлены в разные детские дома. Вернули ли домик господину Горчакову – неизвестно.

Снимок 1909 года. Воспитанники за работой в переплетной мастерской Убежища для мальчиков Римско-католического благотворительного общества.

Материал  подготовила Анна ЗАБЕЛЬСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code