Чудный лагерь «Островки»

Каждый из нас, даже самый последний, замученный алгеброй «ботаник», хотя бы раз в жизни проводил лето в лагере. В моём детстве – в пионерском. Нынешние дети отдыхают в основном «в детском оздоровительном». Раньше пределом мечтаний были «Артек» и «Орлёнок». Сейчас Турция и Египет, Париж и Венеция. Всё, что душа пожелает, можно выбрать на карте мира, если у папы с мамой есть деньги. Но почему-то тянет сюда, где под сенью вековых сосен и берез, на берегу Невы гуляет звонкое Лето. Лето, сотканное из сотен звонких детских голосов.

«Алиса в стране чудес»

– Тянет в «Островки»? – спрашиваю золотоволосую девчушку. – Еще как тянет! – отвечает она мне и улыбается начальнику лагеря. – Здесь такие вожатые, здесь самый лучший на свете директор Алексей Анатольевич, здесь столько разных игр. Здесь друзья самые лучшие. Только кончается лето быстро, – с грустью заканчивает свой восторженный монолог Алиса. Она здесь не первый год. Так что вполне можно сказать, что «Островки» для нее – дом родной. Потому что еще до рождения Алисы, еще совсем маленькой девочкой, сюда ездила ее мама. И вожатым у нее был этот самый Алексей Анатольевич. Такая вот романтическая история.

– В общем, не «Островки», – навожу я Алису на нужную мысль, а настоящая «Страна чудес»! – А я «Алиса в стране чудес», – с готовностью подхватывает начитанная девчушка, – и у нас здесь есть даже Черная Королева. В Игротеке!

На самом деле Черную Королеву мне потом показали. Это – огромные шахматы, в которые так легко играть детям. А Алексей Анатольевич – самый главный человек по лету в лагере. На самом деле должность у Алексея Наумова звучит более прозаично: начальник летнего оздоровительного лагеря учреждения дополнительного образования детей администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленобласти «Островки». Скучно и длинно. Детям и не осознать, что это такое, поэтому Наумов и представляется именно так: «Главный по лету». А самый главный на этой немаленькой территории – Владимир Никитич Клементьев, директор Детского оздоровительного центра. А лагерь «Островки» – лишь составная часть Центра.

«Главные по лету»…

«Островки» – это 14 гектаров леса, черничника, малины, тайных тропинок и исхоженных маршрутов. И 7 гектаров давно обжитой территории, где, собственно, и расположены все здания детского лагеря: жилые корпуса для детей, домики для взрослых, столовая и котельная, очистные и бывший бассейн, а теперь пожарный водоем. Город в городе! «Да, – замечает Наумов, – но этот город, как и любой другой, нуждается в ремонте и в средствах на этот ремонт!»

С гордостью показывают нам с фотокорреспондентом сердечные хозяева новые очистные, на которые было потрачено год назад ни много ни мало полтора миллиона рублей. Оборудование самое лучшее, итальянское, и теперь нет претензий у СЭС к качеству воды, которую тянет водовод в детский лагерь прямо из Невы.

– До прошлого года, – рассказывает Владимир Никитич Клементьев, –  качество воды было нашей постоянной головной болью. Как и крыша над столовой. Крышу отремонтировали капитально, очистные – вообще гордость наша! Деньги частично были выделены администрацией Всеволожского района, а остальное зарабатывали сами. Подтянули, что называется, пояса, ужали некоторые статьи расходов, экономили, считали каждую копейку. Своими силами делали ремонт в корпусах.

– Это как «своими силами»? Где сил-то столько взяли? – спрашиваю Клементьева. – А вот так, – отвечает Владимир Никитич. – Собрались коллективом, объяснили ситуацию, – что если не поставить новые очистные, то лагерь могут элементарно закрыть, а люди ведь все заинтересованы, чтобы он работал. И еще огромный плюс: у нас собрались на редкость «рукастые мужики», да и женщины тоже, и мы в основном своими силами справились со всем текущим ремонтом. И еще об одном плюсе, может быть, самом главном, скажу: в «Островках» собрался на редкость дружный и работоспособный коллектив. И в этом, несомненно, заслуга Клементьева и Наумова. Владимир Никитич здесь еще с тех самых – «пионерских костров и галстуков», когда лагерь принадлежал закрытому ведомственному, жутко секретному заводу оборонной промышленности под названием «Энергия». Лагерь был тоже закрытый, ведомственный, только для детей сотрудников. Когда завод в 90-х годах встал перед дилеммой: закрывать лагерь или сменить хозяина, – предпочли передать его комитету по образованию Ленинградской области. А шесть лет назад, в 2007-м году, лагерь вообще вошел в структуру комитета по образованию администрации Всеволожского района. Это один из немногих детских оздоровительных лагерей муниципального подчинения.

На самом деле «Островки» – лагерь с богатой биографией и с богатыми традициями, которые были заложены многими замечательными педагогами. И в том числе В.Н. Клементьевым, который оставался работать в «Островках», несмотря на все перипетии его биографии. А руководитель, согласитесь, определяет и ритм, и стиль жизни любого учреждения, тем более такого, как детский оздоровительный лагерь. Во всяком случае, каким будет лето для детей – ярким, запоминающимся, богатым на события и впечатления, – зависит от личных качеств нескольких десятков взрослых.

Ещё одну интересную подробность я узнала только в самом конце нашего путешествия по «Островкам»: Алексей Анатольевич Наумов – бывший ученик преподавателя геометрии и черчения Владимира Никитича Клементьева. Окончил после школы институт и пришел преподавать информатику в ту самую школу, где учился сам и где работал уже завучем его любимый учитель.

– А в «Островках», – рассказывал мне Наумов, – я, можно сказать, вырос. Здесь отдыхал, здесь работал с первого курса – сначала вожатым, потом старшим вожатым, «дорос» вот до директора лагеря. В «Островках» уже 16 лет. Теперь сынишка пятилетний здесь, на свежем воздухе, подрастает.– Почему так «подзадержались»? – спрашиваю Алексея Анатольевича, – ведь это ни минуты отдыха, ни покоя, это больше, чем школа, здесь нет даже никаких перемен – ни больших, ни маленьких!– Я, открывая каждую смену, именно об этом говорю нашим воспитателям, – отвечает директор «Островков». – Вы 24 часа умножьте здесь на семь. Вы спите, но при этом слышите, как спят дети, вы обедаете, но замечаете тех, у кого нет аппетита. Вы их любите и вы о них заботитесь 24 часа в сутки. Вы для них мама и папа, и лучший друг, и самая задушевная подружка, и они все – ваши дети, братья и сестры. Только так!

А почему «подзадержался»?.. Вы видели когда-нибудь, как дети расстаются с лагерем? С вожатым?.. Мы доехали автобусом до города, я их должен был сопровождать. Это было мое первое «пионерское лето» в качестве вожатого. Я вышел из автобуса, он тронулся, и я увидел, как они все прилипли к окнам, кто-то махал мне рукой, но большинство – плакали. И эти зареванные рожицы в заднем окне автобуса, не поверите, одно из самых главных воспоминаний моей жизни. Я понял, что должен вернуться в лагерь, что это мое на всю жизнь. Удивитесь, но это самый большой показатель нашей работы, когда дети плачут, уезжая, когда они не хотят расставаться с этим местом, с этим лагерем, с этим вожатым. Значит, им было здесь хорошо!.. Лето – это такая большая для них на самом деле жизнь. В нее очень много можно «запихнуть» хорошего и яркого.

«Вожатый наш!»

«Замечательный вожатый есть, друзья, у нас!» – если вы никогда не пели хором эту песню, вам здорово не повезло. Если у вас не было такого вожатого, как Константин Кудрявцев, вам не повезло вдвойне. Дальше там, в этой культовой, можно сказать – гимне вожатых всех времен, песне, есть и характеристика лучшего вожатого: «С пионерами на сборе и споет он, и поспорит», а еще с ходу забьет гол в левый угол, и при этом – «ну ни капли не зазнался, наш вожатый, нет!»

Константин Анатольевич Кудрявцев – тот самый вожатый из песни: и в футбол сыграет, и туристическими неизведанными тропами проведет, а изведанными – выведет на рыбалку. В лагере всего десять удочек, от желающих поймать на заре плотвичку или окунька – отбою нет. Поэтому идет серьезный конкурсный отбор, – кто сегодня копает червей, а кто уже заслужил, чтобы подняться с «первыми петухами» и пойти с любимым вожатым на рыбалку. Кудрявцев – преподаватель трудового обучения («технологии», как говорят сейчас) в Школе № 7 города Всеволожска, и в «Островки» приезжает уже несколько лет. Он горит на работе и фонтанирует идеями. Константин – не просто вожатый, он старший вожатый. А на груди у старшего вожатого – знакомый мне значок из моего далекого пионерского детства с профилем Ильича, язычком пламени и девизом: «Всегда готов!» И галстук красивый, только не красный, а приятного лимонно-желтого цвета. Стоит в толпе ребятишек – от семи и старше. И на этом фоне Константин Анатольевич излагает свое видение воспитательного процесса:

– Детям нужна романтика, нужна утерянная ныне атрибутика и символика – эта барабанная дробь, эти звуки горна, эти пионерские костры. Я совершенно убежден, что с потерей такой организации, как страна Пионерия, мы потеряли не просто красный галстук, мы потеряли систему воспитания, систему взаимоотношений взрослых и детей.– Судя по значку, вы возвращаетесь к этой системе отношений, – замечаю я старшему вожатому. – Мы «трансформировались», исходя из современных требований, – улыбается вожатый. – Вот если бы видели, как мы открываем новую смену в нашем лагере, вам бы обязательно понравилось! А самое главное – детям нравится. Вожатые, воспитатели с повязанными галстуками, у нас читается торжественная клятва, проходит посвящение в командиры отрядов, и каждое утро – линейка, где командиры отчитываются о дне прожитом и том, как планируют со своим отрядом прожить день грядущий.

21 день счастья…

А еще в «Островках» есть план общих, совместных для всех отрядов мероприятий. Это конкурсы поделок и песни у костра, это занимательная игра, о которой мне взахлеб, перебивая друг друга, рассказывали дети: Ваня Кукушкин из Токсово и Егор Зубко из поселка им. Свердлова, Дима Васюков из Колтушей и Мила Тюрина из 4-й школы города Всеволожска. Вообще лагерь, рассчитанный на 240 мест, забит, что называется, «под завязку». Большинство детей все-таки из Всеволожского района, хотя немало и из Петербурга.

Знакомимся с воспитателем Анастасией Алексеевной Ковальчук, которая подошла к нам с целой группой своих воспитанников. Воспитанники у нее – особенные. Это Всеволожская коррекционная школа-интернат, проще говоря – детский дом. Отдыхают они, само собой, здесь бесплатно. Дети как дети, Настя Беляева – командир этого самого 8-го отряда, рассказывает:– Здесь столько всего хорошего, что так не хочется со всем этим расставаться. Здесь кружки, здесь библиотека, в которой играть можно во всё и рисовать всё, что хочешь, здесь танцы и дискотека даже есть. Правда, всего два часочка, но нам хватает.– А кормят здесь так, что пальчики оближешь! – дополняет кто-то из ребят, а другой, теребя меня за рукав, настоятельно рекомендует «о докторе рассказать, здесь такая доктор Светлана Юрьевна, что таких других нет».Подводя итог, Ваня Кукушкин почему-то вздыхает: «В общем, 21 день счастья!» Я понимаю, почему Ваня вздыхает, почему притихли другие дети: 21 день – это обыкновенная смена в летнем детском лагере, и скоро, совсем скоро, 2 августа, она заканчивается. –«Наверное, плакать будешь при расставании», – спрашиваю Ваню, и он честно отвечает: «Постараюсь не плакать, я же сюда вернусь на следующий год».

Постараются вернуться, и обязательно вернутся сюда, и Андрей Хворов со своими воспитанниками. Андрей Александрович – мастер спорта международного класса по карате. Клуб универсального карате «Ирбис» известен далеко за пределами Санкт-Петербурга. И воспитанники тренера Хворова – призеры и чемпионы многих международных турниров. Когда он выходит на тренировку со своими воспитанниками в белом кимоно на территорию лагеря, многие мальчишки провожают воспитанников Андрея завидущими глазами.Спрашиваю Андрея Александровича: «Почему вы выбрали для своего летнего спортивного лагеря базой именно «Островки»? Ведь здесь не самые комфортные условия, помещения не очень фешенебельные», – и тренер отвечает без обиняков: – «Не красна изба углами, а красна известно чем – пирогами!» Нет, дело не только в питании, и тем более не в стенах. Я 16 лет с ребятами, тренирую, воспитываю, каждое лето выезжаем с ними в лагерь, и вот два года назад я нашел эти «Островки», и думаю, мы с этим лагерем теперь не расстанемся. Почему? Потому что здесь люди определяют климат, и климат здесь для нас самый подходящий. Очень хороший, просто замечательный коллектив. Выбирают не стены, выбирают людей.Сам Андрей, да и все воспитатели, которые приезжают вместе с юными спорт­сменами в «Островки», – Ирина Пивоварова, тренер Александр Белов, тоже мастер спорта международного класса, воспитатель Ольга Владимировна, жена Андрея Александровича – все влюблены в свою работу, все они готовы рассказывать о жизни в лагере.

– Мы здесь не только тренируемся, – это Ирина Анатольевна Пивоварова, – то есть тренируются дети, а мы думаем о том, как сделать их жизнь здесь интересной и необычной. Поэтому у нас в конце каждой смены – показательный концерт, который мы готовим с ребятами порой всю смену. В прошлую смену у нас главная тема была патриотическая, и ребята пели песни, читали стихи – это была такая композиция, что у многих взрослых были слезы на глазах. Нам родители потом признались, что они «не знали своих детей, не думали, что они так остро все чувствуют и так все понимают: что такое война, что такое подвиг, что такое смерть»… Мы здесь их учим таким простым понятиям, как дружба, взаимовыручка, мы учим их просто думать о том, что же такое Родина, из чего это понятие складывается. Вот каждый день мы подводим итоги дня, и порой эти беседы имеют самое неожиданное продолжение. Вдруг дети начинают делиться друг с другом чем-то, пытаются помочь тем, кто слабее их…– Вы думаете, «прорастет»? – предполагаю я. – А как же, обязательно! – говорит Андрей. – А иначе зачем все это, зачем мы здесь?..

И ещё про брейк-данс и картинуна фанере…

Безусловно, все они, эти люди, – воспитатели, кружководы, вожатые, в «Островках» затем, чтобы не только сделать отдых детей ярким и запоминающимся, но и для того, чтобы научить чему-то полезному и по возможности – новому, это племя «младое и незнакомое», которое на самом деле так любит знакомиться с чем-то новым. Спешим познакомиться со всеми, кто причастен к этому прекрасному круговороту летней лагерной жизни. Поверьте, каждый человек достоин фотографии и страницы в нашей газете. Анатолий Анатольевич Строгалев учит детей пению и риторике, то есть умению правильно и с выражением говорить. Заслуженный артист Эстонии. Пел в ансамбле Леонида Утесова и в оркестре Олега Лундстрема, в ансамбле «Дружба» с Эдитой Пьехой. Не человек – легенда. Потрясающий музыкант, а теперь еще и композитор. «Мало пишут хороших песен для детей, – поясняет Анатолий Анатольевич, – так что приходится и самому кое-что сочинять». Строгалев сейчас готовится к завершающему концерту, который покажут родителям, разучивает со своими воспитанниками песни и стихи. Стоит это, конечно, услышать.

И стоит увидеть картины на фанере, которые нет, не пишут, а лепят из салфеток, из песка, из цветов и листьев – из любого подручного материала ученики Елизаветы Владимировны Лебедевой. Елизавета Владимировна в летнем лагере – библиотекарь. По профессии – преподаватель русского языка и литературы, по призванию – художник. – Голь на выдумки горазда, – говорит Елизавета Владимировна, – увидела как-то и подумала, что фанерные ящики из-под фруктов вполне сгодятся вместо холста, который дорог. Попробовали с детьми рисовать на нем – получилось. Даже здорово получилось. Теперь собралась целая картинная галерея из работ ребят в библиотеке, которая на самом деле еще и игротека. Здесь всегда можно не только почитать, но и поиграть в те же шахматы.

А у Светланы Валентиновны Куриловой – своя картинная галерея. Это та самая техника, которая называется «изонить», о которой говорили взахлеб мне девчонки и мальчишки. Космос просто какой-то, поверьте! А о работе своей кружковод Светлана Валентиновна говорит буквально стихами: «Что такое изонить? Это очень просто объяснить! Это вышивка такая: необычная, чудная! Здесь углы, колечки, дуги, приложить лишь нужно руки!» Автор этих стихов – сама Светлана, а авторы работ – дети. Мальчики и девочки. Рисуют изонитью все, что считают нужным, что составляет их жизнь. Эту маленькую жизнь под названием лето: лес и поле, и ель и березу, себя и кошку, и космическое пространство… Поэт сказал: «Лето – это маленькая жизнь». На самом деле лето – это огромная, это очень большая жизнь, если ты проведешь его в «Островках». Это общее мнение всех, кто там был и еще, надеюсь, будет.

Татьяна ТРУБАЧЕВА

P.S. Как сообщил председатель районного комитета по образованию А.Т. Моржинский, в ближайшие 2 года лагерь ждут огромные перемены. Готовится крупномасштабная реконструкция и строительство котельной, водовода, новых корпусов. «Островки» станут, наконец, круглогодичным лагерем.

Фото Антона ЛЯПИНА

Чудный лагерь «Островки»: 1 комментарий

  • 23.02.2015 в 18:56
    Permalink

    Вожатым Наумов никогда не работал!!!!Начинал он с радиорубки,потом пропал на много лет,а потом как говориться»Без мыла в …..влез».Вот такая карьерная лесница.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code